Солнце палит нещадно. Открываю телефон, Яндекс показывает тридцать один градус. В средней полосе с повышенной влажностью такая жара переносится тяжело. Ветра почти нет.
Мы с внуком идём в парк на детскую площадку. Мимо проезжают машины, обдают горячим воздухом и пылью с запахом гари и жжёной резины. Дорога иногда проходит по теневой стороне улицы и я с наслаждением отдыхаю от яркого солнца. А внук тут же возмущается:
- Куда солнышко делось? – Ему жара нипочём.
Диме три года с небольшим. Он рта не закрывает, озвучивает всё, что видит как акын. Везёт игрушечный бульдозер на верёвочке, во второй руке несёт трактор с прицепом, а у меня в сумке через плечо лежат лопатки, формочки, пара грузовичков, самосвал, бутылка воды…
А я вспоминаю, что всего полгода назад он послушно шёл туда, куда поведут. Теперь он точно знает, как и где ему надо гулять. Если мне что-то нужно сделать по дороге в парк, приходится оговаривать заранее.
- Мусор по дороге выбросим? В магазин зайдём?
Раньше он равнодушно взирал на детей, копошащихся в песочнице. Ну не интересна была ему вся эта возня с формочками, лопатками и ведёрками. Зато теперь может часами сидеть и копать бульдозером песок, перевозить полный самосвал с места на место, надрывно гудя при этом, как настоящая строительная техника. За уши не вытащить из песка и домой не дозваться.
Песочница на детской площадке в парке устроена в самом углу, деревьев рядом мало. С раннего утра и до позднего вечера дети играют на солнце, а родители жарятся рядом. По очереди бабушки и мамы отходят в тень, на лавочке посидеть. Детей нельзя оставить без присмотра, а в песочнице и подавно.
Как правило, дети не сильно отличаются по возрасту. Но для них несколько месяцев разницы, как десятки лет для взрослых. Кто-то ещё не говорит, играет сам по себе, в уголочке, а кому-то, как моему внуку, уже необходимо общение. Ему одному неинтересно. Неважно, что рядом девочка плохо ещё ходит и совсем не говорит, главное, что она зритель, и он воодушевлённо гудит, возит самосвал, в который они вместе насыпали песок.
- Ещё детишка идёт! – радуется мой внук, завидев приближающегося малыша.
Мама следом несёт пакет с прогулочным арсеналом. Дети в песочнице замерли, ждут новых игрушек. У внука сдают нервы, и он бежит, суёт голову в пакет. И неважно, что его машинка куплена только вчера, а чужая сломанная и потрепанная. Но она чужая, а значит, лучше своей новой. И начинается обмен.
Все родители учат своих чад делиться. Хочешь чужую машинку, отдай свою. Прежде чем совершить обмен, Дима, мой внук, выбирает из вновь появившихся игрушек, прикидывает, можно ли с ними играть и как. Оглядывается на свою машинку, брошенную в песке. Часто бывает, что она оказывается точно такой же, как другая. Но он всё равно подержит её в руках, прежде чем потеряет к ней интерес. А уж если машинки такой у него нет, свою новую отдаст, не задумываясь. Для него это равноценный обмен. У взрослых всё иначе, да и игрушки подороже.
И драки бывают, и песком друг в друга кидаются, не без этого. И тяжёлую артиллерию в ход пускают – рёв, привлекая взрослых для разрешения боевых конфликтов.
Мамы или бабушки вмешиваются, помогают восстановить справедливость, разводят по разным углам песочницы, как бойцов на ринге. Но ненадолго. Через несколько мгновений противоборствующие стороны вновь сходятся, мирно договариваются и играют вместе. Или война продолжается, и в неё вступают резервные силы в лице взрослых. И летят обидные и гневные слова, от которых всем плохо.
На этот раз обошлось, мир восстановлен. «Можно выдохнуть», — думаю я и иду к лавочке. Сажусь блаженно в тенёчке, вытягиваю ноги.
Вижу, Дима сидит на корточках и самозабвенно копает яму. Вокруг него ходит маленькая девочка с машинкой на веревочке, и постепенно обматывает его шею этой самой верёвочкой. Я вскакиваю и галопом мчусь к песочнице, на ходу думаю, что не дай Бог споткнётся или упадёт... Уф, успела, распутала, отвязала верёвочку и отдала машинку.
А солнце навёрстывает упущенное за зиму, щедро посылает нам горячие лучи. Внук просит попить. Достаю бутылочку, и он припадает к ней, как верблюд в пустыне, от удовольствия жмурится. Тут же к водопою устремляются другие дети и у всех глаза при виде воды, как у кота из мультика «Шрек». И что делать?
Многие дети пьют хорошо из бутылочек со специальным клапаном. Но мой внук пускает туда слюни, думаю, как и все остальные. Мне понравилось бы, чтобы его напоили из чужой бутылочки со слюнями? Конечно, нет. Поэтому я убираю в сумку бутылочку. Кто-то из малышей обязательно находит это несправедливым, кривит рот корытом и включает сигнализацию, призывая для решения конфликта маму или бабушку. В общем-то, я этого и добивалась.
Любая мама по рёву безошибочно узнает свое чадо, в любом случае, среагирует на детский плач и прибежит, напоит и успокоит. На площадке снова воцаряется мир.
Игра идёт полным ходом. Но время не стоит на месте.
- Пора домой. Технике нужно отдохнуть и копателям тоже, — говорю я внуку.
Кто-то из детей добровольно уходит домой, кого-то просто сажают в коляску и увозят, а мой внук не докопал, просит ещё поиграть. Начинаются переговоры, которые всё равно заканчиваются слезами. Дима оттягивает минуты ухода с детской площадки просьбой покататься на карусели, полазать на паутинке…
Соглашаюсь, а у самой голова идёт кругом от жары и усталости. Наконец, собрали свою технику, пошли домой. По дороге только и смотри, чтобы не врезался в кого. Дети не смотрят перед собой. Всё самое интересное, как правило, находится сбоку и сзади. Голова у меня уже по привычке вертится на триста шестьдесят градусов.
Иду и думаю, скорее бы в тишину и прохладу дома, принять строго горизонтальное положение… Дима будет спать! Только после такой прогулки в жару два часа отдыха покажутся раем.
После сна все повторяется практически один в один. И вот она, встреча на Эльбе - долгожданная передача драгоценного внука в надёжные мамины руки. Всё. Весь вечер и ночь принадлежат только мне. Но сколько дел нужно успеть переделать…
А утром, услышав топот ног за дверью, бросаешься навстречу, обнимаешь, целуешь такое родное, пахнущее молоком и чем-то необыкновенно приятным, счастье.
И не смотря ни на что, радуешься, что он есть, любимый и самый лучший на свете внук. Что наша жизнь без таких радостей? Пустое время препровождение. У кого-то есть любимые собачки и кошки. Но получить такой драйв, как от прогулки с внуком, с ними вряд ли получится.
Не в этом ли счастье, видеть, как растёт маленькое чудо, и принимать в его жизни непосредственное участие?!
А когда он вырастет, у него появятся свои внуки, он будет рассказывать им про свою бабушку, то есть меня. Пусть не сегодняшний день вспомнит, другой. Но вспомнит. А я тем более не забуду счастливое время, когда жила насыщенной жизнью и дарила своему продолжению любовь безусловную, бескорыстную и вечную, как яркое тёплое солнце над головой.