- Бать!.. – Тёмка смотрел виновато… А ещё в мальчишеских глазах светилась такая затаённая нежность… – Бать, можно, я мопед возьму?
Валерий улыбнулся:
- А что – далеко собрался?.. Велосипед не доедет?
- Бать, я хочу за тюльпанами.
- Может, в выходной вместе смотаемся?
-Нет, пап. – Мальчишка на секунду опустил глаза, но тут же вскинул взгляд, застенчиво объяснил: – Мне сегодня надо. Чтобы утром… Кате Ковалёвой.
Валерий почувствовал, как перехватило горло… Как же мы похожи, Тёмка!.. За этими тюльпанами и я мотался. Правда, мопеда не было, – великом обходился… Зато как счастлива была Иринка Заречная! Я видел, как она потихоньку целовала жёлтые лепестки моих тюльпанов… и от её нежности, такой тайной, мне казалось… Я закрыл глаза, и мне казалось, что я целую её… Хотя впервые случилось это только в девятом классе…
Нахлынули воспоминания – никуда не денешься… Иришка тогда светилась счастьем, а Олька Фомичёва убежала в конец липовой аллеи… А когда пришла на урок, – алгебра была… – на ресницах блестели слёзы…
- Баать!.. – мальчишка ждал, разрешит ли отец взять мопед.
Торопов вздохнул: на смене придётся поволноваться… Растут тюльпаны совсем не рядом с посёлком.
- Давай так: чтобы через час… ну, полтора был дома. И заедешь ко мне в часть, – на глаза покажешься.
… А воспоминания всколыхнулись… Как тюльпаны под степным ветром. С Олькой Фомичёвой вместе росли. Родители называли их женихом и невестой… И им с Олькой это очень нравилось. Они держались за руки, когда шли в школу. Олька не боялась даже семиклассника Стёпку Ившина – Ившин запросто мог вырвать портфель, забросить его в кусты шиповника… ещё и расстегнуть, чтобы всё разлетелось… мог подножку сделать, мог страшную гусеницу за пазуху сунуть… За Ольку Валерка Торопов на любого бросался коршуном, И Стёпка знал это: Олю Фомичёву не трогал, даже своим нахальным взглядом обходил…
А в конце пятого класса случилось… На физкультуре Игорь Витальевич отправил Валерку Торопова в класс – за кроссовками. Валерка не успел на перемене переобуться, надеялся, – не заметит физрук… Играли на школьном стадионе в футбол – через три дня чемпионат района. Пришлось лететь в класс… Влетел и замер: в пустом кабинете литературы на последней парте сидела Иришка Заречная… и горько плакала. Честно говоря, Валерка вообще не замечал Иру. Ну, раз они с Олькой были женихом и невестой… Сейчас Валерка неслышно подошёл к Иришке, тронул за плечо:
- Ну… ты чего? Обидел кто? А на физкультуру чего не пошла?
Ириша притихла: на неё не только Валерка Торопов – вообще никто в классе внимания не обращал. Иришка вечно возилась младшими сёстрами, сразу после уроков убегала домой – ей приходилось по дому управляться вместо матери… А тут она подняла на Валерку глаза… ему показалось, что он медленно тонет в них… От слёз глаза Иркины, и так – в пол-лица… – стали вообще бездонными озёрами… Она откинула тёмную волнистую прядь, прерывисто, горестно вздохнула… И неожиданно доверчиво сказала:
- За стихотворение Лидия Петровна два поставила… В дневник и в журнал… Я учила вчера… не до конца только. Надо было суп приготовить на обед… и малой платье постирать в садик…
Торопов забыл про чемпионат района… вообще, обо всём забыл… Ему хотелось одного: чтобы Ирка перестала плакать…
А на биологии он тайком посматривал на Ирку, и было ему как-то непонятно тревожно… и тревога сменялась радостью…
На следующее утро Валерка вышел из дома очень рано… побежал к Иркиному дому, дождался её – чтобы вместе в школу пойти. Удивление в Иришкиных глазах сменилось таким робким счастьем, что Валерка понял: теперь он всегда будет заходить за ней в школу…
А в Олькиных глазах тоже появилось удивление… На перемене она подошла к Торопову:
- Валер! Ты чего так рано в школу убегаешь… Я жду тебя… а ты уже в школе…
Валерка вскинул вызывающий взгляд… хотя ему было жалко Ольку:
- И – что?..
Олька растерянно хлопала длинными ресницами:
- Ну… мы же с тобой…
Она хотела сказать: мы же с тобой всегда вместе в школу ходили… А он перебил – насмешливо так:
- Что – мы с тобой?.. – И вдруг с каким-то отчаянием выкрикнул – Да никакие мы с тобой… не жених и не невеста!.. Это твои родители… – поправился, увидел, как задрожали Олькины губы, – наши родители придумали!
Олька посмотрела долгим взглядом… и вышла из класса. После звонка она молча взяла свои учебники с их с Валеркой парты – с первого класса они сидели вместе, за второй партой у окна… И пересела к Тане Сойкиной… Валерка усмехнулся, схватил свой потрёпанный портфель, бросил его – через ряд – на последнюю парту, где сидела Иришка Заречная, – всегда одна… А их с Олькой парта так и осталась пустой…
Девчонки с интересом оглядывались, шушукались… Иришка беспомощно краснела… А Оля делала вид, что ничего не произошло… По утрам кивала Валерке, и тут же безразлично отворачивалась… Только уже в седьмом, когда он вбежал в класс с букетом степных тюльпанов…Олька взмахнула ресницами – в какой-то надежде… А потом, когда счастливая Иришка спрятала лицо в нежно-жёлтый букет, Оля выбежала из класса…
Когда готовились к выпускному, Елена Анатольевна, классный руководитель, очень хотела, чтобы первой парой в школьном вальсе были Торопов и Фомичёва: это действительно была бы первая пара – оба высокие, тоненькая, стройная Оленька так подчёркивает красивую Валеркину силу! Да ими просто не налюбуешься! И танцуют оба так легко, что и все остальные выпускники смотрелись бы так же, по первой паре… Ириша Заречная опустила глаза … А Ольга решительно взяла за руку растерявшегося Мишку Гаранина, рассмеялась:
- Что Вы, Елена Анатольевна!.. Мы должны танцевать с Гараниным! – На секунду повела глазами в сторону Валерки: – Мы же с Тороповым совсем не пара! Как там… в песне… Вы же любите эту малороссийскую песню! – Очи сыни та кари… нэ пидходять до пары ( автор: синие и карие глаза – не пара…). Ну, куда нам с Тороповым в первую пару!.. – Вздохнула, – вроде бы шутливо… а голос Олькин вздрагивал…
Прощальный школьный вальс они танцевали не с Олей… Но Торопов почему-то хмурился… А на самый последний танец, уже перед тем, как собирались идти в степь, – встречать рассвет, Валерка всё же пригласил Олю. Подошёл к ней… властно взял за руку… так сжал узкую ладошку, что брови Олины изломились от боли и удивления…
… Анна Александровна, Тёмкина классная, как-то после родительского собрания попросила Торопова задержаться… Артём ждал отца. И так это… с понимающей ехидцей, – ну… шалопай!!! – взглянул на батю: а ты не верил!.. А я тебе говорил – нравишься ты нашей классной!..
Но Анна Александровна заговорила о другом:
- Валерий Павлович!.. По русскому языку в этой четверти пятёрка не получится… Обратите внимание. – Грустновато улыбнулась: – Артём у нас – любимец девочек… По-моему, голова немного закружилась. Они с Катей Ковалёвой дружат, знаете?.. А в последнее время Артём не оставляет в покое Наташу Фомичёву… Знаете, по-мальчишески… то подножку подставит… то.. вчера вот лягушку в портфель подложил… И смотрит на неё… так уж отчаянно!.. А четвертную контрольную на три написал.
Торопов нахмурился… пожал Анне Александровне руку:
- Я ему… – поправился: – Я с ним поговорю. Спасибо.
И тут же почувствовал какую-то горькую гордость: ну, так уж они похожи с сыном… вот и у Тёмки всё повторяется – как у него… С той лишь разницей, что его одноклассницу звали Фомичёвой Олей… а Тёмкину зовут Фомичёвой Наташей…
Дома полистал Тёмкины тетради по русскому… Поинтересовался:
- Ты там… говорят, девчонкам голову морочишь?.. Может, лучше русским вот заняться?
… А утром – первый урок только начался – мимо школьных окон промчались горноспасательные машины…
Продолжение следует…
Начало Часть 2 Часть 4 Часть 5 Часть 6
Часть 7 Часть 8 Часть 9 Часть 10 Часть 11
Часть 12 Часть 13 Часть 14 Часть 15 Часть 16
Часть 17 Часть 18 Часть 19 Часть 20 Окончание
Навигация по каналу «Полевые цветы»