Капитан Ланде Алексей Анатольевич
Взаимодействие в экипаже – одна из основ успешного выполнения полетного задания. Это знают все в авиации, а в современной гражданской авиации взаимодействие даже возвели в отдельный «культ», создав курс обучения «CRM» – управление ресурсами экипажа. Но в старые добрые советские времена все было гораздо проще.
Каунас. Аэропорт совместного базирования. Зима с 1984 на 1985 год. Меня, молодого, «дикорастущего» командира звена на Ми-2, при отсутствии штатного руководителя полетов, допускают к руководству полетами в составе отдельной смешанной авиационной эскадрильи.
Очередная смена. Разведка погоды. Сидим на вышке рядом с гражданским диспетчером, который, как и я, все в одном лице – руководит и стартом, и рулением, и на кругу с подходом – все под ним. Ждет он прихода Як-40 из Москвы и скучает.
Приносят ему к ознакомлению телеграммы оперативной информации по гражданской авиации. Сидит читает, дядечка-то серьезный.
И вдруг вся вышка руководства полетами заполняется истерическим гоготом. Сбегаются все. Успокоившись и собрав максимальное количество мимо проходящих коллег, он начинает вслух читать шифротелеграмму Министра гражданской авиации Главного маршала авиации Бориса Павловича Бугаева: «…до кои пор в нашей славной советской гражданской авиации будут проходить дичайшие случаи разгильдяйства и отсутствия всякого взаимодействия в экипаже! Ну зима, ну холодно, ну Анадырь, но соображать-то надо!».
После этой вводной части в шифровке началось повествование обстоятельств поломки самолета Ан-24, изложенные лично министром: «…и этот «отмороженный» экипаж выруливает на исполнительный старт и начинает разбег самолета, в процессе которого бортовой механик сует свои ноги в унтах под кресло командира поближе к горячему воздуху обогрева. Командир, целый пилот первого класса, чувствуя дискомфорт в управлении, перед самым отрывом от ВПП колес основных опор шасси, кричит бортовому: «УБЕРИ КОСТЫЛИ!». На что получает незамедлительный ответ: «ПОНЯЛ, КОМАНДИР, УБИРАЮ!». И действия – на уборку шасси».
В конце шифротелеграммы приводились последствия севшего на «брюхо» самолета. Ни один из пассажиров, покинувших налегке самолет, за исключением членов экипажа, не получил обморожения. И это спасло экипаж от сурового наказания Министра.
Из Книги "Лётчицкие рассказы". Книга 3. Под общей редакцией Анатолия Сурцукова. Рисунки Владимира Романова.