«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф. 6: 25-30).
Что такое многозаботливость и почему это является грехом? Как сочетать христианство и жизнь в миру? Многозаботливость – это чрезмерное попечение о земных делах, так называемая, суета житейская. В современном обществе – это распространённое явление, и многие считают это нормой. Живя в настоящем, мы часто думаем о будущем, заботимся о накоплении земных благ, о материальном достатке, тратя на это всё своё время, всё время пребывая в мирской суете и непрестанных делах и заботах. Как часто, люди работают, думая накопить себе пенсию, а потом тратят деньги на лекарства. Так, человек находится в постоянных заботах об учёбе, работе, отдыхе, развлечениях, накоплении денежных средств и т.д. Но ведь такое излишнее попечение о земном благополучии противоречит заповедям Христа. Господь прямо говорит в Евангелии, что этого всего ищут язычники, а не христиане: «Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть»? или «что пить»? или «во что одеться?» потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.» (Мф. 6: 31-32). Всё это жизнь здесь на земле, она временна, скоротечна, Господь же хочет дать нам больше, хочет дать нам жизнь вечную. «Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком.» (Ин. 10: 10). В этой мирской суете человек может вообще забывать о Боге и о своей душе, которая вечна, и нуждается в общении с Богом – Создателем. «Душа - по природе христианка». Квинт Септимий Флорент Тертуллиан. «Душа наша... по природе христианка. А если так, если христианка она по природе, то как может она жить без Христа, без слова Христова, без общения с Богом Отцом и Духом Святым в молитвах и таинствах?» Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Имея попечение только о плоти, только о земном, мы лишаем душу этого общения с Богом. «Многозаботливость и излишние попечения заставляют человека забывать о Боге. Современных людей сатана полностью увлек земными, материальными интересами, а там, где слишком много забот, — много препятствий для духовной жизни. Погрязнув в материальных проблемах, человек уходит в сторону от той дороги, которая ведет в райские селения. Сначала хочется одного, потом другого, и еще чего-нибудь, и еще... Если попадешь в колесики этого механизма — ты пропал. Ведь как небесное бесконечно, так и земному нет конца.» Преподобный Паисий Святогорец. «Попечения жития изгна мя рая». Отрывок из кафизмы 5-й Псалтири. Земные блага часто становятся «идолами», а ведь написано: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». (Мф. 4: 10). А что же нужно делать христианину, желающему спасения души: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Мф. 6: 33). Заметьте, что Господь сказал искать Царства Божия прежде всего, то есть ставить общение с Богом, Который есть любовь, заботу о своей душе, о её спасении, искание Бога на первое место, а всё остальное является второстепенным. Нужно подняться над земными заботами, чаще смотреть на небо, искать более духовного, а не земного, так как всё земное временно, а духовное вечно. «Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё.» (Лк. 10: 41-42). Кто-то скажет, что у него много забот, но ставя искание Царствия Божия на первое место, человек предоставляет Богу заботиться о своём материальном, и всё складывается легко и наилучшим образом для него. Бог, как Отец заботиться о своих детях, подавая им всё необходимое: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;» (Мф. 18: 3); «Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.» (1-е Петра 5: 7).
Как же избежать многозаботливости и искать, в-первую очередь, Царствия Божия? Господь говорит о том, что надо жить сегодняшним днём: «Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы.» (Мф. 6: 34). Поступая так, человек освобождается от многих забот. Прошлое уже было, и каким бы оно не было, всё уже прошло, нет никакого смысла вспоминать это и держать в памяти. «Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперёд, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе» (Фил. 3: 13-14). Святые отцы также говорят, что очень важно не оглядываться назад, не вспоминать о прошлом, особенно, если эта прошлая жизнь – греховная, а двигаться только вперёд к будущему Воскресению. Вспомните жену Лотову, когда Лот и его семья выходили из Содома: «Жена же Лотова оглянулась позади его и стала соляным столпом.» (Быт. 19: 26). А завтрашний день, ещё не наступил, будущее ещё впереди. Именно сегодняшний день важен, сегодняшний день определяет наше будущее. Время – есть здесь на земле, а там в вечности у Бога время – вечность. Очень важно научиться жить сегодня, и находиться здесь и сейчас. Именно в этот день надо делать добро, именно в этот день нужно заботиться о спасении души, размышлять о вечности, о Страшном Суде, о Царстве Небесном. «Ибо сказано: «во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе». Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения.» (2-е Кор. 6: 2). Ведь мы не знаем даже наступит ли завтра, планируя что-то на будущее. «Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», – вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.» (Иак. 4: 13-16). Нужно радоваться каждому наступившему дню, как ещё одному дню, данному Богом нам для этой жизни, для подготовки к вечной жизни, покаянию, деланию заповедей Божиих. «Миллиарды людей сейчас находятся в аду и молят только об одном – чтобы Господь дал им всего пять минут земной жизни, чтобы раскаяться в грехах, но это для них уже невозможно.» Преподобный Паисий Святогорец. Не нужно ждать будущего, чтобы покаяться, думая «сейчас поживу для себя – потом покаюсь», так думать крайне неразумно, ведь этого времени может у нас не быть, мы не знаем, что будет в будущем: «и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.» (Лк. 12: 19-21). «Итак, смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы. Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия. И не упивайтесь вином, от которого бывает распутство; но исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф. 5: 15-19). Святые отцы жили каждый день, как последний день. Если жить здесь и сейчас, наслаждаться этим моментом, можно избежать многих проблем, и не лишиться мира душевного, необходимого для спасения души. В этом смысле Господь приводит нам как пример, жизнь животных и природы, не заботящихся ни о чём и не противящихся воле Создателя. Так же сосредотачивать внимание необходимо уметь и при молитве. Молитва – это общение с Творцом. Рассеянная молитва не приносит пользы, а наоборот вредит душе. «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.» (Мф. 12: 30). Многозаботливость, как раз, может быть причиной рассеянной молитвы. А внимательная молитва приносит огромную пользу душе, нужно учиться заключать ум в слова молитвы.
Некоторые скажут, как же жить в миру по-христиански? Ведь миряне работают, у многих есть семьи. Нужно заботиться о своих семьях, детях. Но на это тоже есть ответ в Священном Писании и у святых отцов. В миру тоже можно жить, не отягчая себя суетой житейской и многозаботливостью. «Бывает бездеятельная забота, а бывает беззаботная деятельность, как и наоборот – деятельная беззаботность и озабоченная праздность.» Иларион Алфеев. Если человек работает, как для Господа, стараясь добросовестно исполнять свои обязанности, быть честным на работе, поступать во всём по правде и любви к Богу и ближним, старается сохранить мир с коллегами и начальством, думая о выполнении заповедей Божиих, об угождении Богу и людям, а не о себе, то этим он исполняет заповедь о любви к Богу и людям, выполняя волю Творца и привлекая благодать Святого Духа. «Уста моя отверзох, и привлекох дух, яко заповедей Твоих желах.» (Псалом 118: 131). «Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимою только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.» (Еф. 6: 5-9). Можно и на работе нести свет людям, быть со всеми приветливыми, делать добро, поступать во всём честно, поддержать, когда это необходимо добрым словом, где-то проявить терпение, где-то сострадание, прославляя своими добрыми делами Господа. «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного.» (Мф. 5: 14-16). Если человек работает физически, то можно работать руками, а умом пребывать с Господом, творить молитву в это время. «Ты, когда работаешь, не забывай Христа. Работай с радостью, но ум и сердце пусть будут в Боге. Тогда ты и уставать не будешь, и свои духовные обязанности сможешь выполнять.» Преподобный Паисий Святогорец. При этом, христианину не стоит заботиться об обогащении, тем более неправедном. «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть, и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу, ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1-е Тим. 6: 8-10). Если человек работает, чтобы обеспечивать семью, старается заработать денег в меру из любви к ближним, не стараясь о излишествах и комфорте, чтобы обеспечить семью необходимым, а не из сребролюбия, то это нормальное стремление к заботе о ближних. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного.» (1-е Тим. 5: 8). А выходные можно посвящать Господу, посещая храм Божий, и также дарить любовь своей семье. «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему». (Исх. 20: 8 -10). Но на первом месте конечно же должен быть Господь: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;» (Мф. 10: 37). Вообще лучше, когда родители более заботятся о духовном воспитании детей, нежели об их материальном обеспечении, приучая детей к добру, любви, молитве, общении с Господом, ставя духовное на первое место. Ведь семья – это тоже Церковь. «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её, очистив банею водною, посредством слова; чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна.» (Еф. 5: 22-27).
А в любых жизненных проблемах, невзгодах, затруднительных обстоятельствах, надо не отчаиваться, не предаваться унынию, а обращаться за помощью к Господу, Который всегда готов нам помочь, Который нас слышит, даже если кажется, что это не так. «И когда вошёл Он в лодку, за Ним последовали ученики Его. И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал. Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем. И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.» (Мф. 8: 23-26).
«и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.» (Мф. 28: 20).