Архитектор Чарльз Камерон – один из основоположников русского классицизма, родился в Лондоне… или в Шотландии. Точная дата его рождения неизвестна, даже год указан предположительно – 1745-й. На родине ему не суждено было прославиться, да и в России зодчий сделал сравнительно немного. Тем не менее, наследие архитектора оставило яркий след в отечественной истории архитектуры.
Поговорим сегодня об удивительном памятнике-сотрудничестве архитектора и природы- колоннаде Апполона в Павловске
Чарлз Камерон был человеком своего времени, и ему не были чужды просветительские идеи Жан-Жака Руссо, воспевавшего естественную природу. Зодчий стремился не подчинять природу, а выявлять ее неповторимое очарование.
Поэтому для него был совершенно неприемлем тип регулярных садов с четкими геометрическими линиями аллей и тщательно подстриженными деревьями. Именно таким был Екатерининский парк в Царском Селе. В Павловском все должно было стать совершенно другим.
Камерон мечтал, что посетители парка будут бродить по извилистым тропинкам и аллеям, любуясь непрерывной сменой пейзажей, и ничто не напомнит им, что эта красота — дело рук человеческих. Иллюзия естественной природы в полной мере была достигнута Камероном в Павловском парке. Словно разбросанные драгоценности, предстают перед посетителями парка малые архитектурные сооружения, одним из которых является колоннада Апполона
На большом живописном лугу, неподалеку от въезда в парк, в 1782-1783 гг. Камерон возвел Колоннаду Аполлона.
В 1800 г. Джакомо Кваренги было принято решение перенести это сооружение на вершину берегового холма, который стал восприниматься зрителями как мифологический Парнас. У подножия Колоннады Аполлона начинался каскад, который по замыслу Кваренги отождествлял Кастальский ключ с его волшебными струями, дарившими вдохновение.
Сама же Колоннада Аполлона представляла собой двойное кольцо колонн, соединенных в своей верхней части своеобразным архитравом с карнизом, что придает памятнику строгую монументальность. На высоком постаменте в окружении колонн установлена статуя Аполлона Бельведерского.
В 1817 г. от сильнейшего грозового ливня часть колоннады обрушилась, но произошло удивительное: вмешательство природы не испортило, а еще больше усилило художественное своеобразие памятника.
Обломки колоннады, разбросанные в живописном беспорядке по склону холма, придали Колоннаде Аполлона древний и очень поэтичный вид.
Один из современников писал: «Случайность создала более, нежели самый утонченный вкус; настал день — каждый восхищался этим романтическим видом, этим изящным разгромом, и даже говорят, что Аполлон одобрил это». После обрушения колоннады фигура Аполлона стала видна из окон дворца.
Этот пример-редчайший в мировой архитектурной практике. Молния точным ударом обрушила выходящую на дворец часть колоннады и тем самым-завершила ансамбль каскада апполона!