Найти тему
Записки КОМИвояжёра

В России одна из самых жёстких систем наказания. Почему рецидивная преступность растёт?

Профессор права из Норвегии Т. Матисен (монография «Суд над тюрьмой», 1989 г.), исследуя состояние преступности в Европе, пришёл к результатам, которые могут и удивить, и заставить задуматься: «Уровень рецидива относительно постоянен для каждой страны, что бы ни предпринимали правоохранительные органы». (Вывод неприятен: в обществе всегда есть определённый процент людей, которые никогда не будут жить честным трудом!)

А отсюда второй вывод: формируется кризис наказания – оно становится совершенно неэффективным и никогда не достигает тех целей, которые ему предписываются, причём высокий уровень жёсткости наказания никак не влияет на предполагаемый результат.

Так, в США (очень жёсткая система наказаний) в тюрьмы возвращается 50-60% отсидевших, а в гуманной Норвегии – менее 20%.

В России уровень рецидивной преступности также был относительно постоянен, но в последние десятилетия уверенно увеличивается, тем самым подтверждая выводы норвежского профессора о том, что усиление репрессий и ужесточение режима содержания преступников никак не снижает уровень преступности.

Доля рецидивной преступности составляла в России в 1988 г. – 25,9% (вполне европейская норма); в 1997 – 33,7%; в 2013 – уже 47,7% (показатель, близкий к США). Нужно отметить, что в связи с курсом правительства на гуманизацию наказания общее количество осужденных в настоящее время сократилось в разы, но уровень рецидивности высок: в 2020 г. 59,9% преступников отбывали наказание повторно. (https://basetop.ru/statistika-prestupnosti-v-rossii-v-2020-godu-po-dannym-genprokuratury-rf/)

Россия отличается от Европы совершенно разными подходами к принципам наказания преступников. Во-первых, в судах Европы к лишению свободы приговариваются 9% обвиняемых, а в России практически все приговоры заканчиваются лишением свободы, оправдательные же настолько редки, что укладываются в понятие статистической погрешности. Во-вторых, средний срок заключения в Европе – 1 год 8 месяцев, в РФ – свыше 3 лет. Психологи утверждают, что именно длительные сроки приводят к необратимым изменениям психики, когда у отсидевшего 3 года и больше складывается убеждение, что «ничего плохого в тюрьме нет, и здесь жить можно», поэтому второй и следующий сроки не пугают и не удерживают от преступления. Удивительно ли, что российская тюрьма не ведёт к исправлению: рецидивная преступность в РФ достигает 47% (59,9 в 2020 г.), в Европе – не выше 25%.

Камера в норвежской тюрьме
Камера в норвежской тюрьме
Российская исправительная колония
Российская исправительная колония

Возникает ситуация, когда становится ясно: ужесточение наказания ведёт к ожесточению осуждённого и ещё более жестокому рецидиву.

Зарубежные страны пытаются найти другой путь.

1. Сокращение сроков наказания. Европа и Япония идут на резкое сокращение числа осужденных, которые приговариваются к реальным срокам лишения свободы. В Японии, к примеру, 95% осужденных приговариваются к штрафу. В Англии установлена градация: введены 6 видов общественных работ разного уровня тяжести и сложности – для того, чтобы уменьшить количество реально осуждённых к лишению свободы.

Но даже если осужденный отправляется в тюрьму, то в Европе, Австралии, Канаде, Японии это будет краткосрочное лишение свободы. Нас может удивить, но осуждённый может получить 3 недели, 2 месяца, во всяком случае, до 3 лет (после отбывания которых наступает необратимое изменение психики, а это обществу не нужно).

2. Улучшение условий содержания

После отбывания наказания человек может выйти на свободу с измененным, даже деградировавшим сознанием, если его жизнь эти годы напоминала ад: плохие санитарные условия, плохое питание, отсутствие качественной медицинской помощи, затруднения в общении с родственниками, жестокие наказания и даже пытки. Современная система исправительных колоний в России построена именно на этих принципах – чтобы жизнь в тюрьме мёдом не казалась, тогда в другой раз задумаешься!

Европейская система наказаний основана на утверждении, что если установлены нормальное питание, санитарно-гигиенические и «жилищные» условия, качественное медицинское обслуживание, возможность работать, заниматься спортом, встречаться с родственниками, поддерживается режим, не унижающий человеческое достоинство, а также существует система пробаций (испытаний), позволяющая строго дифференцировать условия отбывания наказания в зависимости от поведения заключенного, то мы можем предполагать, что человек выйдет на свободу, когда у него не успели наступить такие отрицательные последствия, как утрата психического и физического здоровья, разрушение семейных связей, потеря трудовых и учебных навыков, формирование чувства ненависти, злобы ко всем и всему в атмосфере «зоны». И не будет рецидива.

Реформа системы исправительных учреждений давно назрела в нашей стране, но для этого необходимы не только воля общества, но и финансовые возможности (по-моему, ни того, ни другого пока нет).

Для сравнения: средняя сумма расходов на одного заключенного в день в России – 2,8 евро, на Украине – 2,7 евро, дороже – примерно до 300 евро – в Швеции и Норвегии. (https://newsland.com/user/4296757178/content/vvs-v-rossii-sidiat-dolgo-i-deshevo-sovet-evropy-otchitalsia-o-tiuremnoi-statistike/7365991)

Что же нужно делать для исправления ситуации?