Найти хотя бы еще несколько произведений Камю, свободных от философских рассуждений практически невозможно. При всем этом автор не считал себя полноценным философом. Однако «Миф о Сизифе» можно считать полноценным философским произведением. И не случайно, ведь работа Камю предполагает не только свободную композицию произведения, но и простор для серьезных размышлений. Само эссе состоит из четырех глав и приложения, которые касаются важнейших философские вопросов бытия. Композиция составлена так, что сам миф о Сизифе занимает лишь небольшую часть произведения. А если быть точнее, то эта часть помещена лишь в эпилоге. Именно в этой последовательности ярко раскрывается одна из проблем произведения — абсурдность существования любого индивида.
Миф рассказывает нам о человеке, который бросил вызов Богам. Сизиф – герой, который стал воплощением одиночества. Попытавшись уйти от наказания, Сизиф получает страшную кару. Его пожизненной ношей становится камень, который нужно все время закатывать в гору. А ведь нет ничего ужаснее бессмертное существование, которое обреченно на бесполезный и никому не нужный труд. Однако с другой стороны, этот камень некое достижение, а вернее — смысл его существования. Альбер Камю делает вывод, что Сизиф абсурден, но, в то же время, в какой-то степени счастливый человек. У него есть то, чего люди не могут обрести так легко и просто — цель в жизни, которую он время от времени достигает. Бессмысленная работа представляется Камю как метафора жизни. Ведь люди тратят на бесполезные и нелюбимые дела очень много времени. Судьба таких людей не менее абсурдна, чем судьба Сизифа.
Камю считает, что Сизиф — счастливый человек, ведь он полностью отвергает богов и распоряжается собственной судьбой. Однако, читателям с традиционным мышлением довольно трудно представить счастливым человека, который занят изнурительной и бессмысленной работой. В этом и есть абсурд. Однако, это не повод для отчаяния. Ведь все равно люди пытаются найти смысл жизни в этом абсурде и хоть как-то оправдать свое существование на этом свете. Потому что человек привык считать, что есть какой-то смысл, который нужно найти. Но целью жизни является сама жизнь.
Так, Сизиф наказан богами за свой проступок. Потому он вынужден всю свою жизнь закатывать в гору камень, который тут же скатывается назад. Однако Сизиф – это человек, который поднялся над бессмысленностью своего существования, ведь он обрел в этом свой смысл и свою гордость. Камю считал, что смысл жизни должен быть внутри нас, а не где-то снаружи.
Автор: Анара Нурмамедова