Основные направления оперативной работы органов госбезопасности Бурят-Монгольской АССР в 1923-1928 годах

157 прочитали

В первое десятилетие советской власти органам безопасности Бурят-Монгольской АССР пришлось работать в очень жёстких условиях.

Бандитизм в Бурят-Монгольской Автономной Советской Социалистической Республике

К середине 1924 года в западных регионах республики - Троицкосавском и Верхнеудинском районах действовало 12 банд, с общей численностью около полутораста человек. Для борьбы с ними был создан единый оперативный штаб, объединивший силы войсковой разведки, ЧОН (части особого назначения), ГПУ и милиции.

Благодаря активной работе к середине мая 1925 года семь банд было ликвидировано, а оставшиеся переместились в восточные районы республики (ближе к госгранице).

Основной противник бурятского ОГПУ

Главной головной болью бурятских чекистов был агинский бурят-скотовод - Дугар Тапхаев. В годы Гражданской войны он командовал бурятским кавалерийским отрядом «Для защиты Родины и борьбы с красными». После поражения белого движения ушёл за кордон и примкнул к атаману Григорию Семёнову. Вместе с ним выполнял задания японской разведки и часто совершал налёты на пограничные советские районы.

Григо́рий Миха́йлович Семёнов (13 [25] сентября 1890 — 30 августа 1946) — казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенант Белой армии.
Григо́рий Миха́йлович Семёнов (13 [25] сентября 1890 — 30 августа 1946) — казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке, генерал-лейтенант Белой армии.

Эмиграция

Другой проблемой чекистов была массовая эмиграция бурятского населения, недовольного советской властью.

  • «массовая эмиграция бурятского населения, особенно в осенний и зимний период, срывала хозяйственную, бюджетную и налоговую работу в Бурятской республике, что мешало ее развитию и укреплению» - Батуев Б. Б. Мария Михайловна Сахьянова. Страницы политической биографии / Б. Б. Батуев. – Улан-Удэ, 1992. с.37

Буддистские и православные священнослужители

Одной из основных задач бурятского ОГПУ было изъятие церковных ценностей.

В этом ОГПУ нашла опору в виде обновленцев (принявших советскую власть как данную от Бога), которые были как в православной, так и буддистских общинах.

Прямые репрессивные меры против священнослужителей в это время были запрещены.

Сам И.Сталин осуждал так называемых "перегибщиков" (в том числе и в ОГПУ):

«Эти организации и органы власти, видимо, не понимают, что своими грубыми, бестактными действиями против верующих, представляющих громадное большинство населения, они наносят неисчислимый вред советской власти, грозят сорвать достижения партии в области разложения церкви и рискуют сыграть на руку контрреволюции»

Но несмотря на указания сверху, советские власти повсеместно закрывали церкви. При этом, если церкви закрывались хоть на какой-то правовой основе, то часовни вообще сносились без всякого оформления.

  • В 1924 г. в областном отделе ОГПУ БМАССР образуется Восточное отделение, главной задачей которого стала борьба с ламством. Штат отделения был самым большим и состоял из начальника, двух уполномоченных и трех помощников уполномоченного - монография Л.В.Кураса и В.Тушемилова Органы государственной безопасности Бурят-Монгольской АССР. Первые годы советской власти (1923-1928 гг. ). Часть 2

В органы стали активно брать бурятов:

«буряты нужны ОГПУ, дабы их можно было приспособить для работы по линии восточной» - из письма заведующего организационным отделом Бурят-Монгольского обкома ВКП(б) начальнику БМ ОО ОГПУ Н. Д. Ермилову
  • С ноября 1924 по март 1925 г. Восточное отделение возглавляла П. А. Гедымин, с марта 1925 г. – Р. Д. Бадмаин. В этот период из числа бурят в органах государственной безопасности активно боролись с контрреволюцией Чимидун (1923–1937 гг.), Д. Ц. Чимитов (1927–1937 гг.), Л. Е. Чимитов (1923–1937 гг.), Н. М. Балдаев (1923–1932 гг.), первая женщина бурятка-чекистка, член РКП(б) с 1920 г. Р. Д. Бадмаин (1923–1925 гг.). Согласно данным архива УФСБ РФ по Иркутской области, на 1 января 1927 г. в БМАССР работали Бурят-Монгольский областной отдел ОГПУ (начальник – Н. Д. Ермилов), уполномоченный ОГПУ по Хоринскому аймаку – центр с. Додо-Анинск (начальник – Е.И. Феоктистов), уполномоченный по Баргузинскому аймаку – центр с. Баргузин (начальник – И. С. Казаков) - монография Л.В.Кураса и В.Тушемилова Органы государственной безопасности Бурят-Монгольской АССР. Первые годы советской власти (1923-1928 гг. ). Часть 2

Восточное отделение активно работало по буддистской общине:

  • «ламство Бурятии рассматривается как ветвь монголо-тибетского ламства и требует к себе осторожного подхода, необходимого в целях политического влияния СССР на соседние страны, и разгром ламства дацанов путем налогового обложения не только противоречит задаче разложения его изнутри, но повлечет самые отрицательные последствия, которые будут оценивать за кордоном как жестокое гонение религии Соввластью» - отчет Бурят-Монгольского ОГПУ за 1924 г.

В конце-концов ОГПУ добилось своего и серьезно снизило роль буддизма в бурятском обществе. И главными помощниками в этом были ламы-обновленцы:

  • «Обновленческое движение мы должны рассматривать как результат происшедшего глубокого кризиса в ламаизме, как явление неизбежное и для нас создающее благоприятную обстановку в деле разложения ламства» - Данзанова А. А. Обновленческое движение в Бурятии в 20-е гг. // Проблемы истории и культурно-национального строительства в Республике Бурятия. – Улан-Удэ, 1998

Таким образом, основные усилия бурятского ОГПУ были направлены на эти направления оперативной работы. В особенности важным был участок по расколу в православной и буддистской общинах.

Спасибо за прочтение статьи! Ставьте лайки,✅ подписывайтесь на мой канал. Пишите своё мнение!

💥Пермяк Михаил Наумов - партизан, ставший в одночасье генералом из капитана