Уже выходя из дома, муж на всякий случай уточнил:
- Это будет другая постановка? (Мы ходили на премьеру «Лебединого озера в постановке В.Елизарьева 15 мая).
- Нет, та же самая.
Остановился, удивленно:
- Так зачем мы идем?
- Ну, понимаешь, - думаю, как бы ему лучше объяснить. – Спектакль – это как секс: участники те же, а ощущения всегда разные.
Вроде, согласился.
В зале аншлаг. Вынесли приставные стулья для «своих»: я видела, как во втором акте на таком стуле сидела народная артистка Беларуси Людмила Бржозовская. Она, кстати, педагог, Людмилы Уланцевой, которая на афише нового «Лебединого озера» и на сцене. Хотя зал – полнехонький – пришел, конечно, в основном на Дениса Родькина, супер звезду московского Большого: ему аплодировали при одном только появлении на сцене. (Он приехал, естественно, со своими костюмами, и его голубоватый колет выбивался из нашей цветовой гаммы, но мы ему это простим). Кстати, я спрашивала у Валентина Елизарьева, как гастролеры «вписываются» в наш спектакль: все-таки в Москве другая постановка (Юрия Григоровича), и она не только цветом колета Принца отличается. Оказывается, им заранее отправляют видео спектакля, они учат порядок (у балетных роль называется «порядком») и приезжают подготовленными. Репетиция, один прогон на сцене (в «полноги»: никто не заставляет артистов танцевать спектакль в полную силу два раза в день) – и к нам, зрителям.
Так вот про Родькина и его ноги, о которых минские балетоманки шептались в буфетах за несколько недель до спектакля. Глядя на него, я ясно увидела то, что имеет в виду Елизарьев, когда характеризует того или иного танцовщика (себя, окончившего Вагановское училище, тоже): он – Принц. Или: он – не Принц (сам Елизарьев и его однокашник Барышников, например, не Принцы: рост не позволяет). Вот Родькин – на 100% Принц. Мой муж, которому за годы совместной жизни пришлось полюбить балет, так же как мне пришлось полюбить спорт и научиться отличать Рудишу от Эль-Гаружа и выучить фамилии кенийских бегунов, сказал: «Как он пропорционально сложен!». Вот-вот: Принц. Ни в каком другом виде искусства тело не имеет такого значения, как в балете.
Давайте сразу согласимся, что «Лебединое озеро» – не тот спектакль, где высококлассный танцовщик может себя проявить. Все-таки создавался он в то время, когда главной на сцене была балерина, а главной функцией мужчины было служить ей опорой. Партнер Родькин надежный, это видно с первого вращения балерины. Проявить себя и свои способности практически негде – только в па-де-де третьей картины, да есть еще пара прыжков в других картинах. Но даже и эти ограниченные возможности намекнули на способности: есть! К тому же видна другая школа (хореографическое училище при ансамбле «Гжель», между прочим) – движения более закругленные, что ли, мягкие и плавные. Ну, и легкость замечательная: взлетает, вроде, не слишком высоко и не слишком далеко, виртуозностью не потрясает, но ты догадываешься – он все это может, ему все это по плечу. Ой, извините – по ногам. «Легкость – признак мастерства», – говорит муж. Спасибо за возможность увидеть, догадаться об остальном и понять: на Дениса Родькина нужно ходить. Тем более он сейчас на пике, который, если не будет травм, продлится еще лет 6-7.
Спектакль был просто изумительный. Просто изумительный. Мы были на премьере: вчерашний был лучше. И дело совсем не в Родькине, а в нашей родной, белорусской труппе. Людмила Уланцева – потрясающая. На нее, как и на Родькина, нужно ходить специально. Она привносит столько индивидуальности в свою роль! Одетта у нее пронзительна до слез. Лично мне в ее Одиллии немного не хватило резкости и коварства, но мужу (я меряю по нему, потому что у него взгляд свежее, я все же не на каждый балет с ним хожу, так же как и я не каждый бой ММА с ним смотрю) понравилась и ее Одиллия. Такатоши Мачияма неизменно срывает аплодисменты, почти овации, в партии Шута, и он в этой роли – тоже сам по себе повод, чтобы пойти на спектакль. Еще я очень люблю, как Людмила Хитрова исполняет русский танец – как кокетливо подергивает плечиком, как подбрасывает платок… Все, что она делает в этом маленьком шедевре, прекрасно. И – важно! – женский кордебалет очень, очень хорош.
Когда зазвучал танец маленьких лебедей, муж говорит: «Половина зала пришли сюда ради этого». Ну, это он, скорее, про мужскую половину – сравнить, похоже ли то, как они юморили на школьных вечерах и пивных вечеринках, с оригиналом. Не похоже. Ну, а вторая половина зала – женская – пришла на Родькина. В выигрыше были все. Замечательный спектакль.
А еще вчера я увидела нечто, чего не видела, кажется, никогда до этого: Валентин Елизарьев в своем неизменном восьмом ряду не убежал из зала, когда опустился занавес и как он делает обычно, а стоял и аплодировал своим артистам вместе со зрителями. Фестиваль «Балетное лето в Большом» начался. И если вы еще не купили билеты на четверг 17 июня, когда будет Гала-концерт, обязательно сделайте это. На днях напишу, кто и что там будет, а пока спойлер: много артистов уровня Родькина.
Фото – Павел СУЩЁНОК