Монархи разводились или становились вдовцами, женились еще, а у их августейших детей появлялись мачехи.
Имелись таковые и у некоторых российских императриц. Какой была мачеха Александры Федоровны, супруги сурового Николая I?
В конце XVIII века король Пруссии Фридрих Вильгельм II увидел «двух ангелочков»: принцесс Мекленбург-Стрелицких. И принял решение женить своих старших сыновей на сестрах-принцессах Луизе и Фридерике.
Чувства Луизы и Фридриха Вильгельма воспеты и описаны много раз. Встретились, как говорили тогда, «две половинки одного яблока»: супруги не любили официоза, обращались друг к другу «ты», а не «вы»; обожали прогулки вдвоем без свиты, в том числе и на народных гуляниях. Их появление на праздниках берлинцы встречали ликованием.
Супруги искренне любили друг друга, что сказывалось на августейшей демографии: дети появлялись в 1794, 1795, 1797, 1798, 1799, 1801, 1803, 1804, 1808 и 1810 годы.
Им пришлось многое пережить: через 4 года после свадьбы кронпринц стал королем, а его жена вошла в мировую историю как королева Пруссии Луиза. На годы их правления пришлись войны с Наполеоном, бегство из страны, похороны 3 малышей.
При всех тяготах войны и почти постоянных беременностях королева Луиза продолжала восхищать всех, кто ее видел: от простых людей, то императора Александра I и Наполеона. Ей поклонялись при жизни, а когда в 1810 году королевы Луизы не стало, то ее образ просто мифологизировали.
Вдовцу Фридриху Вильгельму III всего 40 лет, жизнь продолжалась: дети вырастали, дочери выходили замуж и покидали Пруссию.
В 1817 году старшая, принцесса Шарлотта, вышла за Великого князя Николая Павловича. В России ее называли Александра Федоровна, король Пруссии стал дедушкой, в том числе и будущего Александра II.
В 1822 году на курорте Спа в Богемии король Пруссии познакомился с красавицей-графиней, ровесницей своих детей:
Через 2 года состоялось венчание 54-летнего короля и 24-летней графини Августы фон Гаррах, церемония скромная, потому что тайная.
Влюбленная пара постаралась скрыть от подданных и родни произошедшее: медовый месяц провели инкогнито в одном из отелей. Но слухи о повторном браке Его Величества разнеслись по Берлину уже на следующий день.
Берлинцы отказывались верить, что их король «изменил» обожаемой королеве Луизе. При прусском королевском Дворе жили многочисленные кузены покойной, оказывавшие большое влияние на застенчивого монарха (интроверта, выражаясь современным языком).
Узнав о браке с красавицей-графиней, принцы Мекленбург-Стрелицкие засуетились и начали интриговать. В Августе фон Гаррах не нравилось все: разница в возрасте с королем (30 лет!), неравнородность (фон Гаррахи приравнивались к обычному дворянству), католическое вероисповедание.
Скрывать брак стало бессмысленно, Августа получила от мужа новые титулы и фамилии (княгини Лигницкой и графини Гогенцоллерн), участвовала в придворных церемониях и жить во Дворце принцесс (резиденция в Берлине, где выделялись апартаменты для многочисленных прусских родственников).
Ее место как морганатической жены при дворцовых выходах – после всех принцесс и принцев, которых в Пруссии предостаточно.
Чтобы снизить накал вокруг, Августа в 1826 году перешла в протестантство. В политику молодая жена короля не вмешивалась, детей у супругов так и не появилось.
Три падчерицы, с которыми в народных сказках конфликтуют мачехи, – замужем, живут в России, Нидерландах и Мекленбург-Шверине. И с четырьмя пасынками мачеха территориально разделена: принцы проживали в других дворцах.
Но... к новому браку монарха все относились как к предательству королевы Луизы.
Отношение к Августе немного смягчилось в последние месяцы жизни заболевшего короля: 40-летняя красавица-жена ухаживала за Фридрихом Вильгельмом III лично.
На похороны прибыли дети, внуки и родственники из разных стран. По протоколу на церемонии похорон есть место для вдовы-королевы, а не вдовы-жены. Переделывать веками отработанный церемониал ради княгини Лигницкой не стали, поэтому вдове короля Пруссии не нашлось места во время провожания в последний путь. Чувства овдовевшей княгини волновали прусский королевский двор мало.
На престол взошел пасынок, материально мачеху Фридрих Вильгельм IV обижать не стал: ей полагалась денежная выплата (апанаж), княгиня Лигницкая его получала, имела апартаменты в королевских резиденциях, но 33 года вдовства она предпочитала путешествовать и жить уединенно.
На главной странице канала - подборки. Так можно отдельно прочитать статье о браках принцесс. 👇👇👇👇
И о семье Николая I