Найти в Дзене
Компьютерный мастер

Что такое клиповое мышление и в чем его опасность?

Оглавление

Один из первых дал определение клипового мышления в книге "Третья волна" американский социолог и футуролог Элвин Тоффлер. Термин "клиповая культура" он понимает как "принципиально новое явление, рассматривающееся в качестве составляющей общей информационной культуры будущего, основанной на бесконечном мелькании информационных отрезков и комфортной для людей соответствующего склада ума".

Философ и журналист Константин Фрумкин выделяет пять предпосылок формирования клипового мышления:

  • возрастание информационного потока, связанного с развитием технологического процесса (появление газет, телеграфа, телевидения, интернета);
  • потребность в новой актуальной информации и скорости ее получения;
  • увеличение разнообразия поступающей информации;
  • увеличение количества дел, которыми человек может заниматься одновременно;
  • рост демократии на разных уровнях социальной системы.

Началось все с широким распространение клипов на песни и их фрагментарной видеонарезки, когда за три минуты требуется показать целую историю или даже жизнь. Тут невольно приходится оперировать образами, символами, чтобы продукт легко усваивался. Такой способ познания стал востребован с момента, когда на нас обрушился шквал информации.

Человек воспринимает окружающий мир как череду картинок, порой не связывая происходящее между собой. Картинка сменяет картинку, явление происходит за явлением, а почему происходит так или иначе, возможны ли варианты и как предсказать, ускорить, предупредить ближайшие события – думать некогда. Клиповое мышление уже сейчас называют глобальной трансформацией человеческой природы и основной проблемой будущего.

- Клиповое мышление - давно уже данность, - отмечает антрополог профессор Уральского федерального университета Екатерина Черепанова. - Наш организм приспосабливается к любому изменению внешней среды, в том числе и к огромному потоку информации, поэтому мозг просто вынужден так реагировать, у него нет выбора. Удивительно, но по сути человек начинает мыслить так, как созданная им же техника: выбирает информацию по ключевым словам, тегам, символам. А если не находит, это ставит его в тупик, он считает задачу невыполненной. У людей остается все меньше времени на осмысление, анализ. В бурном информационном потоке навык рефлексии, далеко не самый нужный, постепенно утрачивается. В результате в сложный момент человеку трудно принять решение. Никакой Google не скажет ему, как жить дальше.

Человек быстро переключает внимание с одного объекта на другой. Клиповое мышление побуждает нас искать и поглощать все новую и новую информацию.

Самый главный минус клипового мышления – снижение способности анализировать, сопоставлять информацию, факты. Зачем - когда на все вопросы ответят поисковые системы? При возникновении простейшей задачи человек начинает "гуглить" и все чаще берет на веру то, что ему выдает компьютер.

Мы живем в огромном информационном поле, где информацию не нужно добывать, она появляется по одному клику или даже голосовой команде. Отсутствие анализа информации приводит к тому, что она исчезает из памяти, как только появляется новый образ. Люди переключают внимание на новые и новые образы, подобно тому, как щелкают пультом, прыгая по каналам телевизора.

Производители информации в большинстве своем не стремятся заставить людей думать, наоборот, они научились учитывать особенности мышления современных людей и вкладывают большие средства в разработку более простого контента с укороченными фразами и слабыми логическими связями.

Клиповое мышление вполне удобно для рекламы и коммерции.

- Постепенно утрачивается способность критически мыслить, - отмечает Екатерина Черепанова. - А это тот навык, без которого очень сложно в повседневной жизни. Люди могут стать жертвами, например, микрофинансовых организаций, деструктивных религиозных культов - вообще любых структур, способных затуманить сознание, потому что такими личностями легко манипулировать. Чтобы трезво смотреть на вещи, дать твердый ответ: "нет, все не так", человек должен уметь рефлексировать, выстраивать сложные логические связи. А как это сделать, если он привык мыслить в формате "вопрос-ответ"?

- Лучший способ добиться критического мышления – побольше читать классиков, писать сочинения, пересказывать и обсуждать прочитанное, - говорит Екатерина Черепанова. - И начинать с начальной школы. Сегодня экзамены проходят в режиме теста, когда правильный вариант ответа надо выбрать, а не найти путем анализа. Убеждена: пусть даже школьник ошибется, у него будет развиваться навык размышления, анализа ситуации. Это куда важнее правильных вариантов ответа, которые через год-два улетучатся из памяти.

Удивительно, но сегодня мы даже по телефону говорим раза в два-три меньше, чем каких-то пять лет назад. С приходом мессенджеров все ведут короткую переписку и чаще просто обмениваются картинками. Первыми эту тенденцию подметили операторы связи: они уже давно формируют тарифы исходя из платы за интернет, к которой на "всякий случай" прилагаются и звонки. Каждому из нас на праздники приходит вал именно картинок и видео от друзей и знакомых, найденных на необъятных просторах Сети. И, вроде бы, эти "приветы" говорят о том, что о тебе помнят, но в них не так уж много места для искренних чувств.

- Человек меняется на глазах, - отмечает Екатерина Черепанова. - Изобретенные нами же технологии меняют мышление, способы общения. Все меньше, например, востребован невербальный способ общения, когда мы выражаем чувства жестами, мимикой. В переписке в смартфоне этот навык уже не нужен.

Клиповое мышление не опирается на контекст, не пытается установить связи между происходящим: у человека все же отсутствует общая картина происходящего.

"Думать больно", – говорит бизнес-тренер команды "ManGO! Games" Олег Косчинский, разрабатывая новые способы вовлечь в дискуссии участников обучающих программ, адаптируя деловые игры под онлайн-формат.

Эксперимент Сибирского федерального университета.

Ученые Сибирского федерального университета (г. Красноярск) сравнили типы "понятийного" ("книжное" или теоретическое) и "клипового" мышления у молодых людей и пришли к выводу, что последний выступает одним из факторов, снижающих успеваемость студентов, так как обеспечивает поверхностное изучение предмета.

"Понятийное" мышление формируется за счет механизма комплексного "анализа понятий" из литературы и других авторитетных источников.

"С помощью тестовой методики и экспериментальных процедур с учащимися СФУ исследователи доказали, что только при условии формирования "понятийного" мышления с присущей ему целостностью можно рассчитывать на то, что молодые люди будут успешны в решении учебных и стратегических жизненных задач. Выяснилось, что студенты со сформированным "понятийным" мышлением в целом успешнее справлялись как с аудио- и визуальными, так и с текстовыми понятийными задачами, чем студенты, которые обладали исключительно "клиповым" мышлением", - пояснили в пресс-службе СФУ.

Исследователи отметили, что студенты с "клиповым" мышлением формируют свое мнение на основе поверхностного изучения объекта или явления и с трудом могут пересказать усвоенную информацию и сделать логический вывод. Молодые люди также не могут концентрироваться на одной задаче в течение конкретного промежутка времени и не испытывают потребности в понимании причинно-следственных связей.

"У них низкий уровень обработки, анализа и синтеза воспринятой информации и осознания изучаемого материала. Проще говоря, эта категория молодежи привыкла полагаться преимущественно на свои впечатления", - говорят в ВУЗе.

Негативные моменты клипового мышления:

  • снижает способность анализировать;
  • снижает концентрацию внимания;
  • людьми легче манипулировать;
  • притупляет способность сопереживать;
  • людям тяжело воспринимать большие тексты, сложную информацию.

Источник 1. Источник 2. Источник 3.

---

Как смартфоны и интернет влияют на психику человека?

Как смартфоны влияют на детей?

Вред социальных сетей.

Как смартфон меняет мозг?