Найти тему
Vgudok.com

«Теперь я знаю, как выглядит Сатана!» — машинисты РЖД теряют сон от злости.

Одно из устройств, которыми сегодня буквально нашпигована кабина локомотива — телемеханическая система контроля бодрствования машиниста (ТСКБМ). Её задача — определить момент начала засыпания машиниста и разбудить его. Браслет, надеваемый на запястье, измеряет кожно-гальваническую реакцию и по беспроводному каналу передаёт информацию на устройство, которое определяет состояние машиниста. Если система посчитает, что человек засыпает, она подаст звуковой сигнал, по которому нужно нажать верхнюю рукоятку бдительности (РБС). Ненажатие РБС вызовет экстренное торможение. На бумаге всё гладко. На руке «часы» тоже мешают не сильно, но машинисты ТСКБМ просто ненавидят. Vgudok выяснил, за что именно.

Основная претензия в том, что ТСКБМ живёт своей жизнью и её сигналы с фактическим состоянием машиниста не связаны никак. Система может заставлять «подопытного» скакать тогда, когда он чувствует себя превосходно, а может не беспокоить, когда он действительно близок к засыпанию.

Когда машинист выполняет какую-либо манипуляцию органами управления, может раздаться звуковой сигнал.

Если манипуляция связана с управлением тормозами, то перед машинистом встаёт нехитрый выбор: оторваться от органов управления, рискуя не попасть в параметры торможения или подъезда к запрещающему сигналу, но встать и нажать РБС, либо игнорировать свисток, доведя до конца начатые манипуляции, давая системе возможность остановить поезд экстренным торможением. В любом случае — гарантированное депремирование. Насколько нам известно, АО «Нейроком», разработчик и производитель ТСКБМ, в курсе проблемы, но усилия его направлены не на устранение ошибок устройства, а на наполнение его новым функционалом.

Недавно стало известно о том, что АО «Нейроком» готовится установить в браслеты датчики пульса, ЭКГ, температуры и давления. По словам исполнительного директора АО «Нейроком» Леонида Галченкова, систему могут «научить» определять психоэмоциональную готовность к поездке, похмелье, приём наркотиков, качество сна и отдыха.

«Возможен контроль физической нагрузки вне работы, определение некомфортного болезненного состояния. Осуществима также передача данных о режиме сна и отдыха работников для контролирующих органов — это выдача информации о состоянии машиниста за любой промежуток времени в пути следования, — рассказал о направлении разработок руководитель. — Мы сделали опытный образец и готовы приступить к производству. По видео определяются следующие параметры: поворот головы на угол больше допустимого, длительность закрытия глаз, соответствует ли количество человек в кабине допустимому.

Кроме того, сегодня, если по физиологическим параметрам невозможно определить состояние машиниста, мы проверяем его работоспособность запросом на подтверждение — просим нажать специальную верхнюю рукоятку. С помощью видеоконтроля это сделать гораздо проще».

Чтобы не быть голословными, говоря об отношении машинистов к продукту, производимому АО «Нейроком», мы, совместно с крупнейшей группой железнодорожников в соцсетях, провели опрос среди локомотивщиков об их отношении к ТСКБМ и планам по расширению её функционала.

-2

Три процента респондентов полностью солидарны с производителем — дополнять!

Четыре процента проголосовавших уверены в том, что ТСКБМ в доработке не нуждается.

Столько же опрошенных считает, что вещь эта полностью бесполезная, но и безвредная, поэтому им всё равно, что с ней будет происходить в дальнейшем.

Уважаемые господа из АО «Нейроком»! После этих трёх пунктов вам не кажется, что своей продукцией вы больше мешаете, чем помогаете машинисту?

Пять процентов машинистов подтвердили, что сами засыпали с этим браслетом. Господин Галченков, если Вы им не верите, мы напомним: 2012-й год, станция Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский, столкновение маневрового состава с отправляющимся поездом. Фамилию машиниста назвать или подчинённые уже напомнили?

17% опрошенных подтвердили наш тезис о том, что устройство легко «обмануть». Секретов раскрывать, само собой, мы не станем. Отметим лишь, что способов, конечно, не великое множество, но они есть.

И вот наконец лидер мнений — пункт о том, что ТСКБМ несёт прямую угрозу безопасности движения, отвлекая машиниста в самый неподходящий момент. 63 (шестьдесят три!!!) процента проголосовавших (при возможности выбрать несколько вариантов ответов)! Это как раз то, о чём мы говорили в начале статьи.

Здесь вопрос не столько к производителю, продающему то, что покупают, а к покупателю.

Уважаемые топ-менеджеры РЖД, вы точно уверены, что приобретаете необходимое для обеспечения безопасности движения устройство, а не перекладываете деньги компании в карман хитрому производителю бесполезной игрушки?

Под нашим опросом развернулась большая дискуссия о «достоинствах» ТСКБМ. Приведём лишь некоторые из комментариев (орфография по возможности сохранена):

Михаил: «А где вариант «убрать на… это непотребство» (слово заменено из соображений этики — прим. ред.)?».

Иван: «Как все ненавидели УКБМ, так же все ненавидят ТСКБМ. Система непотребство (слово заменено из соображений этики — прим. ред.), а разработчик бездарь».

Александр: «Особенно нравиться когда на запрещающий поезд происходит, в этот момент очень часто мешает».

-3

Роман: «Он дурачок! Сначала нужно заставить работодателя неукоснительно соблюдать ТК РФ и пр.44 Минтранса».

Саня: «Последние 3 пункта чётко. Особенно когда в тупики заезжаешь вовремя даёт о себе знать».

Алексей: «Теперь я знаю как выглядит Сатана».

Костя: «лучше б прослушку поставили на всех средствах связи у начальников, как они постоянно звонят и настойчиво просят нарушать инструкции по безопасности движения!!!».

Один из комментариев со странички СМИ, опубликовавшего интервью с производителем, настолько содержателен, что мы приведём его в виде скриншота:

-4

Мы неоднократно писали о том, что кабина современного локомотива иногда напоминает новогоднюю ёлку — столько в ней разных «мигалок» и «пищалок». Все они призваны обеспечить контроль за бодрствованием машиниста и соблюдением им параметров ведения поезда. Фактически же необходимость следить за этими устройствами, сдобренная дословным выполнением Регламента переговоров (всё же записывается!) и кое-где видеонаблюдением, времени для наблюдения за показаниями сигналов локомотивной бригаде не оставляет. Машинисты их запрещающие показания всё равно проезжают.

Как видим, ситуация предельно ясна: АО «Нейроком», заботясь о финансовой стабильности, производит и продаёт платёжеспособному покупателю не просто бесполезный, а отрицательно влияющий на безопасность движения прибор. ОАО «РЖД», не желая слышать своих же машинистов, покупает сомнительное изделие, поощряя производителя к его бесконечным модификациям. Что возьмёт верх: жажда заработка или здравый смысл?