Найти тему

"Операция звездочка" — три головоломки для детей, которые пригодятся в институте

Оглавление

Сегодня я покажу вам три довольно легкие головоломки для детей 3-6 классов. Для них эти головоломки — это развитие логики, отработка устного счета и просто полезная деятельность для мозга.

Но примерно такими же звездочками я пользовался в институте, когда записывал лекции. Некоторые лекторы рассказывают материал очень быстро, едва успеваешь записывать. Поэтому студенты, как правило, придумывают всевозможные сокращения записей, чтобы экономить время и успевать что-то понимать.

Кадр из фильм "Операция "Ы и другие приключения Шурика", 1965 года, режиссер: Леонид Гайдай.
Кадр из фильм "Операция "Ы и другие приключения Шурика", 1965 года, режиссер: Леонид Гайдай.

Обычно сокращения используют при записи текста, но один из лекторов по математическому анализу любил использовать звездочки в математических выражениях. Часто бывает, что мы выполняем с числами и выражениями в рамках одной задачи одни и те же операции. Например, интегрируем, скалываем, домножаем на что-то. Чтобы не писать одно и то же, он ставил звездочку и всё.

Звездочками он пользовался и для того, чтобы не переписывать 10 раз один и тот же здоровенный знаменатель, который надо таскать за собой, но который мы пока никак не преобразовываем.

Когда звездочку уже использовали, он ставил две звездочки, три звездочки, а иногда использовал какие-нибудь загагулины, иероглифы. в общем, несмотря на то, что в данном случае звездочки сделаны просто для того, чтобы потренировать детские мозги, в будущем они пригодятся для сокращения собственных записей.

Вот три задачи, в которых звездочки означают ряд каких-то арифметических операций. Догадайтесь, что они означают.

Первая задача

-2

Запись весьма странная: всего одно число и сразу звездочка со знаком равенства. Но от этого даже проще. Мне кажется, все уже догадались, да? Если записать в общем виде, то получится n*=n•(n-1). Проще говоря, звездочка в данном случае означает домножение числа слева на само себя, уменьшенное на единицу. 8*=8•7=56; 6*=6•5=30 и так далее. Значит, 3*=3•2=6.

-3

Вторая задача

Вторая задача интересней, подумайте над ней. Тут есть особенность.

-4

Если вы уже достаточно подумали, то рассказываю, в чем тут фишка. Нужно было обратить внимание на то, что левое число всегда больше правого. Совпадение? Не думаю.

В самом деле: 5-3=2; 9-1=8; 8-6=2; 5-4=1. Если внимательно посмотреть на результаты вычитания, то мы заметим, что получаются первые цифры ответов.

Несложно догадаться, что раз первые цифры ответов — это разность, значит, остальные цифры, скорее всего, — это сумма. В самом деле 5+3=8; 9+1=10; 8+6=14; 5+4=9. Таким нехитрым образом (записываем сначала разность, а потом сумму) мы получаем ответ: 7*3=(7-3)(7+3)=410. Обращаю внимание на то, что между скобочками нет умножения. Это просто два числа, записанные друг за другом.

Для тех, кто не понял, смотрите пояснение на фотографии ниже.

-5

Третья задача

-6

Тут ещё хитрее. Сначала мы перемножаем два числа слева и справа от звездочки, а потом складываем цифры получившегося числа. Проще и нагляднее будет на примерах ниже.

-7

Таким же образом мы получаем, что 37*37=37•37=1369=1+3+6+9=19.

Как вам задачки? Расскажите в комментариях, какими сокращениями вы пользовались на лекциях и как успевали записывать всё, что говорит лектор. И приглашаю всех на свой Ютуб-канал "Этому не учат в школе".

Ещё интересно: "Что я могу требовать от ребенка, если сама не могу решить?" — какие арифметические операцию скрываются под звездочкой

Задаче из Мурзилки уже почти 100 лет, но она до сих пор ставит в недоумение даже взрослых. Как поделить 17 на 3?

Задача для 3 класса. Родители в ступоре, звонят, просят решить: "Полторы курицы за полтора дня несут полтора яйца"