Сегодня я покажу вам три довольно легкие головоломки для детей 3-6 классов. Для них эти головоломки — это развитие логики, отработка устного счета и просто полезная деятельность для мозга.
Но примерно такими же звездочками я пользовался в институте, когда записывал лекции. Некоторые лекторы рассказывают материал очень быстро, едва успеваешь записывать. Поэтому студенты, как правило, придумывают всевозможные сокращения записей, чтобы экономить время и успевать что-то понимать.
Обычно сокращения используют при записи текста, но один из лекторов по математическому анализу любил использовать звездочки в математических выражениях. Часто бывает, что мы выполняем с числами и выражениями в рамках одной задачи одни и те же операции. Например, интегрируем, скалываем, домножаем на что-то. Чтобы не писать одно и то же, он ставил звездочку и всё.
Звездочками он пользовался и для того, чтобы не переписывать 10 раз один и тот же здоровенный знаменатель, который надо таскать за собой, но который мы пока никак не преобразовываем.
Когда звездочку уже использовали, он ставил две звездочки, три звездочки, а иногда использовал какие-нибудь загагулины, иероглифы. в общем, несмотря на то, что в данном случае звездочки сделаны просто для того, чтобы потренировать детские мозги, в будущем они пригодятся для сокращения собственных записей.
Вот три задачи, в которых звездочки означают ряд каких-то арифметических операций. Догадайтесь, что они означают.
Первая задача
Запись весьма странная: всего одно число и сразу звездочка со знаком равенства. Но от этого даже проще. Мне кажется, все уже догадались, да? Если записать в общем виде, то получится n*=n•(n-1). Проще говоря, звездочка в данном случае означает домножение числа слева на само себя, уменьшенное на единицу. 8*=8•7=56; 6*=6•5=30 и так далее. Значит, 3*=3•2=6.
Вторая задача
Вторая задача интересней, подумайте над ней. Тут есть особенность.
Если вы уже достаточно подумали, то рассказываю, в чем тут фишка. Нужно было обратить внимание на то, что левое число всегда больше правого. Совпадение? Не думаю.
В самом деле: 5-3=2; 9-1=8; 8-6=2; 5-4=1. Если внимательно посмотреть на результаты вычитания, то мы заметим, что получаются первые цифры ответов.
Несложно догадаться, что раз первые цифры ответов — это разность, значит, остальные цифры, скорее всего, — это сумма. В самом деле 5+3=8; 9+1=10; 8+6=14; 5+4=9. Таким нехитрым образом (записываем сначала разность, а потом сумму) мы получаем ответ: 7*3=(7-3)(7+3)=410. Обращаю внимание на то, что между скобочками нет умножения. Это просто два числа, записанные друг за другом.
Для тех, кто не понял, смотрите пояснение на фотографии ниже.
Третья задача
Тут ещё хитрее. Сначала мы перемножаем два числа слева и справа от звездочки, а потом складываем цифры получившегося числа. Проще и нагляднее будет на примерах ниже.
Таким же образом мы получаем, что 37*37=37•37=1369=1+3+6+9=19.
Как вам задачки? Расскажите в комментариях, какими сокращениями вы пользовались на лекциях и как успевали записывать всё, что говорит лектор. И приглашаю всех на свой Ютуб-канал "Этому не учат в школе".
Ещё интересно: "Что я могу требовать от ребенка, если сама не могу решить?" — какие арифметические операцию скрываются под звездочкой