В фильме «Конан-варвар», снятом в 1982 году, главному герою с раннего его детства противостоит зловещий маг Тулса Дум, убивший мать и уничтоживший весь род Конана. Он имеет подчёркнуто не европеоидную внешность (в роли Тулса Дума снимался известный чернокожий актёр Джеймс Эрл Джонс) и весьма бедную мимику (улыбается всего один раз за весь фильм). Сюжет сценария был сочинён практически с нуля, хотя как сам Роберт Говард, так и его последователи написали множество книг, в которых действует киммериец Конан.
Казалось бы, проще всего взять для экранизации текст единственного романа о Конане, который успел закончить лично автор: «Час дракона». Тем самым были бы завоёваны симпатии фанатов творчества Роберта Говарда, да и напрягать собственную фантазию бы не пришлось. Однако почему-то сценаристы поступили иначе. Сюжет придумали заново, хотя большинство персонажей и сцен всё-таки заимствовали у Говарда. Как и главных героев, включая Тулса Дума, персонажа рассказа «Кошка и череп».
Вот только этот рассказ повествует вовсе не о приключениях Конана-варвара. Зловещему магу Тулса Думу в нём противостоит совсем другой герой Говарда — Кулл, король Валузии, живший в иную эпоху. Внешность оригинального Тулса Дума была нечеловеческой: голый череп без кожи и мышц. Маг выглядел как мертвец, чьё тело ещё живёт лишь благодаря чёрному колдовству. В текстах Роберта Говарда есть множество иных колдунов и чёрных магов, с которыми Конану постоянно приходилось сражаться: Ксальтотун, Тугра Кхотан, Тзота Ланти и т.д. Почему сценаристам понадобилось взять именно Тулса Дума, да к тому же поменять ему внешность на гораздо более человекообразную?
Ничем не напоминает Тулса Дум из фильма говардовских колдунов и своим образом действий. Колдун мог послать отряд наёмников, чтобы уничтожить какое-нибудь племя, охотясь за ценным артефактом, который это племя хранило. Однако зачем же лично участвовать в подобном опасном мероприятии, да ещё и брать в руки меч? Маги у Говарда (и всех его литературных преемников) действовали совсем иным оружием — собственным колдовством. Не основывали эти маги и культы, в которые заманивалась бы молодёжь. Культ змея в самом деле существовал в фэнтезийной реальности Говарда, но он был совсем не таким, как в фильме, ни о какой «близости к природе» в нём речь не шла.
Между тем, нет никакого секрета в том, зачем сценаристам понадобился именно такой Тулса Дум и почему именно он стал главным врагом Конана. Слово «Дум» в самом деле звучит в английском языке весьма зловеще, а кроме того, имя этого персонажа в фильме обычно произносится как Тул-Са Дум. То есть звучит очень похоже на «Мао Цзе Дун». А для усиления этого сходства, магу добавили «боевую юность» и личное участие в массовых расстрелах… то есть резне лесных племён на родине Конана.
Культ змей, пропагандирующий близость к природе, явно срисован с хиппи. И также, как в реальном мире, в фильме ему больше всего подвержена молодёжь. Нанявший Конана король Озрик произносит прочувственную речь о том, что его родная дочь стала последовательницей культа и ушла от родного отца — его слова были более чем понятны и вызывали сочувствие у старшего поколения американцев. Про связь хиппи с безбожными коммунистами в 1960-х писали все консервативные публицисты, а тот самый Мао Цзе Дум… то есть Дун, был весьма популярен среди бунтующей американской молодёжи.
Вкратце о прочих героях фильма. Как и Конан, внешность белого европейца имеет его подруга Валерия. А вот два его боевых товарища, лучник Субатай и летописец Акира, явные азиаты. Первый, очевидно, монгол (как и его прототип, полководец Чингисхана Субудэй), а второй японец. Китайцев в фильме нет вообще, даже Тул Цзе Дун… то есть Тулса Дум чёрный, а не жёлтый. Белыми являются оба ближайших помощника Тулса Дума, Рексор и Торгрим. Имя второго весьма похоже на древнегерманское, что неудивительно — после двух мировых войн для простого американца немцы ассоциируются с врагами. Как можно видеть, помимо фэнтези, в этом кино явно присутствовала и актуальная на момент его съёмок политика.