Найти в Дзене
Илья Duke

Пираты древней Руси

У большинства при слове "пират" как правило возникает в голове образ капитана Джека Воробья или Джона Сильвера (смотря сколько человеку лет). Местом обитания пиратов люди привыкли считать южные моря и экзотические страны, а их флагом принято считать то, что изображено на рисунке чуть ниже. А что если я вам расскажу, что раньше на Руси тоже были свои пираты? И они, точно также как пираты про которых все знают, ходили в походы на кораблях, грабили города, продавали людей в рабство!

Речь в этой статье пойдет о новгородский ушкуйниках - вольных людях на свой страх и риск ходивших в походы в основном по рекам Волга, Кама, на северных реках, а также не боявшимся пускаться в плавание на сравнительно небольших судах и по Балтийскому морю. Свое имя они получили как раз из-за названия таких судов - ушкуй или оскуй (по имени реки Оскуй где изначально их начали строить). Они представляли из себя небольшие лодки длиной 10 - 15 метров, шириной около 2,5 метров, высота борта до одного метра, а осадка около 60 - 70 см.

-2

В зависимости от того, было ли судно речным или морским, использовался прямой или косой парус. Сзади было рулевое весло. Вмещала такая лодка до 30 человек. В морском варианте судно имело закрытые трюмы на носу и корме.

Ушкуйники. Картина С. М. Зейденберга
Ушкуйники. Картина С. М. Зейденберга

Такие суда было удобно перетаскивать из реки в реку по тогдашним системам волоков, легко строить и ремонтировать.

Сами ушкуйники были не каким то сбродом сбившимся в стаю ради грабежа. Это были профессиональные бойцы, умело действовавшие как в пешем, так и в конном строю, поскольку часто ватагу составляли младшие сыновья бояр и князей, не рассчитывающие на наследство. Известно, что ушкуйники имели кольчуги или пластинчатые доспехи и шлемы – а это как раз признаки состоятельного бойца, ибо в те времена даже простая кольчуга стоила дорого. Ушкуйники имели также и традиционный набор наступательного вооружения: копья, мечи, сабли, причём саблям они отдавали предпочтение. Из метательного оружия были луки и арбалеты как носимые, так и стационарные, стрелявшие тяжёлыми стальными стрелами — болтами. Военные историки Василий Гумилев и Александр Пархоменко в своей работе: «Ушкуйники: вооружение и особенности ведения десантных операций» даже особо подчеркивали, что этих людей нельзя считать простыми ватагами преступников. Речь идет именно о хорошо организованных мобильных отрядах, чье вооружение было лучшим для своего времени.

-4

Историки и этнографы считают, что изначально ушкуйники имели смешанное славяно-скандинавское происхождение, поскольку эта социальная прослойка зародилась на Русском Севере. Кроме того, действия лихих отрядов напоминают тактику и стратегию викингов. Впоследствии к ватагам ушкуйников начали присоединяться все желающие: вятичи, карелы, устюжане, москвичи, тверичи, смоляне, вепсы, вологжане и многие другие.

Появление их историки относят примерно к 11 веку. Первые упоминания о них связаны с походами в Югру еще в тридцатые годы 11 века. Также в 1088 году Волжские Булгары взяли Муром в ответ на постоянный грабеж русскими разбойниками их купцов, что говорит о том, что ушкуйники в те годы уже вовсю промышляли как на Волге, так и на Каме и на Оке. В старинных произведениях часто встретишь фразы наподобие:

«А если хочешь добраться спокойно к нам по реке и свой товар сберечь, прежде договорись с ушкуйниками, иначе весь груз потеряешь, а с ним и живот свой»

По всей видимости в какие то периоды времени купцы даже платили им дань ради безопасного прохода своих судов.

-5

Ушкуйники были очень удобны для Великого Новгорода. Пиратство вольных дружин официально новгородскими властями не признавалось. На все жалобы соседних княжеств Новгород отвечал что это самоволие народа, молодежь шалит. Однако новгородские купцы в открытую снабжали экспедиции ушкуйников провиантом и оружием, взамен получая добытые в походах ценности.

С другой стороны, ушкуйники защищали границы Новгорода, это было опытное хорошо вооруженное войско, которое даже не надо было содержать. Также ушкуйниками было совершено много походов на север и в Сибирь чисто с торговыми целями, что приносило Новгороду немалую прибыль.

В отличие от черепа с костями у пиратов Карибского моря символом ушкуйников был белый медведь. Его изображение часто украшало носы их судов. Некоторый историки даже считают, что слово ушкуй произошло не от названия реки Оскуй, а от одноименного названия белого медведя северными народами.

Рассказывая что ушкуйники были похожи на варягов я ничуть не кривлю душой. Они даже грабили потомков варягов. Первая столица Швеции - Сигтуна, была разрушена ушкуйниками в 1187 году. Зафиксировано предание о снятии русскими в 1187 году из Сигтуны ворот, установленных впоследствии в Софийском соборе. Это же предание зафиксировано и в Новгороде. И там действительно установлены ворота, являющиеся вполне зримым доказательством взятия новгородцами Сигтуны и её последующего разрушения.

Сигтунские ворота в Новгороде
Сигтунские ворота в Новгороде

Сигтуна в описываемую эпоху была крупнейшим торговым городом Швеции, а также религиозным и политическим центром государства. Сигтуна находилась на берегу озера Меларен, в 60 километрах от берега Балтийского моря. Озеро было связано с морем проливом, город был хорошо укреплён природой и человеком, путь к нему по воде был непрост и лежал через шхеры и сложные мелкие и извилистые проливы.

Остатки укреплений Сигтуны в наши дни
Остатки укреплений Сигтуны в наши дни

Несмотря на все это нападавшие, предположительно вышедшие в море из западного устья Вуоксы (где впоследствии был поставлен Выборг) сумели незаметно пересечь море, пройти протоками и 12 августа 1187 года внезапно атаковать и захватить город. Был убит архиепископ Упсальский Иоанн, Сигтуна была разрушена до основания, больше она никогда уже не была восстановлена. В XIII веке ярл Биргер, построил у пролива, ведущего в озеро Меларен, замок Стокгольм, чтобы не допустить повторения подобных набегов.

Поход ушкуйников
Поход ушкуйников

Помощь ушкуйников Новгороду во время войны - тоже не преувеличение. В 1320 году Новгородская республика оказалась в критическом положении. С юго-запада на неё напало Великое княжество Литовское, с запада - немецкие рыцари. За Карельский перешеек, который тогда был землей Великого Новгорода, шла длительная война со шведами, и вдобавок в северные владения республики вторглись норвежцы. Ушкуйники нанесли ответные удары сначала по Норвегии. В 1320 году новгородец Лука разорил область Финмарнен, расположенную от южного берега Варангер-Фьорда до города Тромсе. А в 1323 году ушкуйники разгромили область Халогаланд юго-западнее Тромсе. Норвежцы, не сумев противостоять новгородским удальцам, даже обратились в 1325 году за помощью к папскому престолу для организации крестового похода против русских и карел. Надо полагать, что набеги ушкуйников произвели должное действие и на прочих недругов Великого Новгорода. В 1323 году Швеция заключила с ним компромиссный Ореховецкий мир.

Обычный наряд и вооружение ушкуйника в походе
Обычный наряд и вооружение ушкуйника в походе

В 1348 г. шведы под предводительством короля Магнуса в очередной раз напали на Новгородскую республику и взяли крепость Орешек. В качестве ответа на это последовал морской поход ушкуйников, в ходе которого был взят сильно укреплённый замок Бьяркёй (норв. Bjarkøy — Берёзовый остров). А морской поход ушкуйников в 1349 г. настолько крепко запомнился шведскому королю Магнусу, что в своём завещании потомкам, написанном в 1352 г., он якобы написал:

"Приказываю своим детям, своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в этом целовали; нет нам в этом удачи…".

Поход короля Магнуса стал последним из «крестовых походов» шведских рыцарей на земли Великого Новгорода. Затем свыше 100 лет на севере Руси не было серьезных военных действий.

Грабили ушкуйники и татар. Например в 1360 году ушкуйники, проплыв вниз по Волге, совершили свои первые набеги на ордынский город Джукотан (находился недалеко от современного Чистополя) на Каме и перебили много татар. Хан Хызр потребовал от Дмитрия Суздальского, как великого князя, поимки и выдачи этих ушкуйников. По решению князей суздальского, нижегородского и костромского в Костроме бояре подпоили отдыхавших там после похода ушкуйников, после чего схватили большую их часть и передали в Орду. Ушкуйники решают отомстить, а заодно и выручить проданных в рабство товарищей и в 1363 году предпринимают поход в Западную Сибирь, на реку Обь, под начальством воевод Александра Абакуновича (брат посадника Старой Руссы Фомы Абакуновича) и Степана Ляпы. А в 1366 году Новгородские бояре Осип Варфоломеевич, Василий Фёдорович и Александр Абакунович погромили караваны между Нижним Новгородом и Казанью, при этом не трогая русских купцов. Хан Золотой Орды обратился к московскому князю Дмитрию Ивановичу (будущему Донскому) с требованием принять меры. Дмитрий послал грозную грамоту в Новгород. Однако бояре Новгорода ответили отпиской:

«Ходили люди молодые на Волгу без нашего слова, но гостей (купцов) твоих не грабили, били только басурман».

В 1374 г. ушкуйники в третий раз взяли город Болгар (недалеко от Казани), затем пошли вниз и взяли сам Сарай - столицу Великого хана. В 1375 г. новгородцы на семидесяти ушкуях под началом воевод Прокопа и Смолянина объявились под Костромой, московский воевода Александр Плещеев с 5-тысячной ратью вышел им навстречу. У Прокопа было всего 1,5 тыс. ушкуйников, но он их разделил на две части: с одной вступил в бой с московской ратью, а другую отправил тайно в лес в засаду. Удар этой засады в тыл Плещееву и решил исход сражения: москвичи разбежались, а ушкуйники в очередной раз взяли Кострому.

Лицевой летописный свод. Ушкуйники захватывают Кострому (1375)
Лицевой летописный свод. Ушкуйники захватывают Кострому (1375)

Отдохнув пару недель в Костроме, ушкуйники двинулись вниз по Волге, уже по традиции они нанесли «визит» в города Болгар и Сарай. Причём правители Болгара, наученные горьким опытом, откупились большой данью, зато ханская столица Сарай была взята штурмом и разграблена.

Город Сарай находился примерно в 170 км от Астрахани вверх по течению Волги. В те времена, в городе проживало одновременно от 70 до 100 тыс. человек, Сарай считался крупнейшим городом Европы и даже Азиатского Востока, сравнимый с Багдадом, Каиром, Константинополем и Римом того времени, и был самым богатым городом Золотой Орды.

-11

Сарай как известно был построен не на берегу Волги, а на ее рукаве – на берегу реки Ахтубе. Она была слишком мелководной для тяжёлых военных судов, но только не для ушкуйников. Скорее всего, ушкуйники подошли к Сараю рано утром, на рассвете, они быстро перебили охрану и начали грабить, но грабить слишком долго ушкуйники не могли. Татарская армия могла подойти в любой момент, и против неё им было не устоять, ушкуйники освободили тысячи русских рабов, нагрузили свои лодки самым ценным: золотом, драгоценностями, дорогими тканями, оружием и отплыли также быстро, как и появились. Чтобы за ними не организовали погоню, грабители подожгли город с разных концов, степной город вспыхнул мгновенно.

Сказочная добыча вскружила головы ушкуйникам, и, как упоминается в арабских летописях, они направились ещё дальше, к Каспию. Близ устья Волги их встретил хан Салгей, правивший Хазтороканью (Астраханью), и немедленно заплатил дань, затребованную Прокопом, мало того, в честь непрошеных гостей с далекого Ильмень-озера хан устроил грандиозный пир. Но когда захмелевшие новгородцы совсем потеряли бдительность, в разгар пира на них бросилась толпа вооружённых татар, погибли Прокоп, Смолянин и почти все удальцы, немногим посчастливилось вернуться на Русь.

К ушкуйничьим набегам можно отнести и удачный поход вятчан с воеводой Костей Юрьевым в 1471 году на столицу Золотой Орды Сарай. Вероятно, он был предпринят по просьбе Московского князя для отвлечения ордынцев во время войны Москвы с Новгородом. Как гласит Устюжская летопись:

"Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских"

Упоминание об этом событии есть и в других летописях:

"Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Сарай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше, возвратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша"

Ушкуйники вовсе не были благородными пиратами как часто их описывают авторы художественных произведений. Они часто относились к русским не лучше, чем к скандинавам или татарам. Им было все равно, кого грабить. В Волжской Булгарии, например, насчитывалось немало русских рабов, проданных туда ушкуйниками. Большие захватнические походы устраивались нечасто, а прибыль требовалась регулярно. Поэтому отдельные отряды иногда совершали набеги на прибрежные русские деревни, хватали все, что под руку попадалось. Плененных крестьян увозили в Казань или Булгар для продажи местным купцам. В своей книге «Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария» известный историк Альфред Халиков писал, что отряды под руководством Прокопа и Смолянина в 1375 году после захвата Костромы, перебили множество народу, сожгли дома, а пленных посадили в свои лодки и увезли, чтобы продать в Казани. По сведениям русских летописей, из своих походов ушкуйники часто помимо золота, серебра, пушнины и прочих богатств привозили молодых девушек и женщин. Сначала это были скандинавки: норвежки, финки и шведки. Затем охота пошла уже за жительницами Волжской Булгарии и Золотой Орды. Бывало эта незавидная доля доставалась и русским девицам. Если какая-нибудь из пленниц приглянулась, ее могли не продать в рабство, а забрать с собой – в Новгород или Хлынов (будущая Вятка). Будучи людьми без национальности, ушкуйники не особо ограничивали себя какими-либо представлениями о нравственности.

-12

У ушкуйников также как у пиратов Карибского моря была своя пиратские республика. В XIV веке ушкуйники постепенно начинают утрачивать связь с новгородцами. Не видя необходимости вести награбленное так далеко на север, они обосновались в городе Хлынове (Вятка). По мнению некоторых историков, именно лихие люди основали Вятскую республику, просуществовавшую с 1136 по 1478 год. На это указывает демократическая форма правления – народное вече. Прослеживается явная аналогия с Новгородской республикой. Одним из известнейших деятелей этой республики был небезызвестный Анфал Никитин. Он провел один из крупнейших в истории рейдов из более чем 250 ушкуев по Волге и Каме в 1409 году.

У ушкуйников даже был свой былинный Богатырь. Василий Буслаев — новгородский герой, представляющий собой идеал молодецкой безграничной удали.

Василий Буслаев. худ. А.П. Рябушкин
Василий Буслаев. худ. А.П. Рябушкин

Прообразом этого былинного героя несомненно послужили ушкуйники. В былинах о нем говорится, что с юных лет для Васьки нет никаких стеснений; он всегда делает так, как ему вздумается, не обращая внимания на тот вред, который приносят его поступки. Настроив против себя большинство новгородцев, он собирает дружину из таких же сорвиголов, как он сам, и буйствует всё более и более; только мать его имеет над ним хотя бы тень власти. Наконец, подзадоренный на пиру, Василий бьётся об заклад, что будет биться во главе своей дружины на Волховском мосту со всеми новгородскими мужиками. Бой начинается, и угроза Василия избить всех противников до единого близка к осуществлению и только вмешательство матери Василия спасает новгородцев.

Второй из посвящённых Василию Буслаеву былинных сюжетов изображает этого героя уже не юношей, но зрелым человеком. Чувствуя тяжесть своих грехов, Василий отправляется их замаливать в Иерусалим. Но паломничество к Святым местам не меняет характер героя: он демонстративно нарушает все запреты и на обратном пути гибнет самым нелепым образом, пытаясь доказать своё молодечество.

Ушкуйники были одними из предков казаков. После разгрома Хлынова армией Ивана III в 1489 году многие побежденные бежали на юг, где еще существовала народная вольница. Местные разбойники грабили торговые караваны, сбывая добычу в Рязани или Золотой Орде. К ним и присоединились представители больше не существующей Вятской вечевой республики. Примечательно, что своих предводителей ушкуйники называли «ватаманами», что перекликается с английским waterman (водный человек) – лодочник, гребец. Хотя другие лингвисты связывают название разбойничьего главаря со словом «ватага». Впрочем, явное созвучие «ватаман-атаман» отмечают все.

С ушкуйниками связано и много легенд. Существует гипотеза, что ушкуйники похитили легендарную Золотую Бабу – древнюю статую богини, которой с незапамятных времен поклонялись многие народы Урала и Западной Сибири. В том числе, коми-пермяки и ханты. В 1517 году польский ученый Матвей Меховский представил научному сообществу трактат «О двух Сарматиях» (Tractatus de duabus Sarmatiis). В этом сочинении говорится: «За землею, называемою Вяткою, при проникновении в Скифию, находится большой идол Zlota Baba, что в переводе значит золотая женщина » Поскольку ушкуйники раньше других жителей Руси начали осваивать богатства Урала и Сибири, то они вполне могли похитить Золотую Бабу и привести ее к себе «за Вятку», а затем – спрятать в надежном месте.

До сих пор среди жителей Поволжья ходят легенды о кладах, которые якобы зарыли ушкуйники. Например, их добыча после разграбления Сарай-Берке была просто фантастической. Куда все это золото могло деться? Скорее всего, грабители надежно спрятали свои сокровища. Даже арабские историки упоминают легенды о таинственном острове руссов, где таятся несметные богатства. Этот остров вполне мог находиться в районе Волжско-Камского бассейна.