Не могу сказать, что с едой было все плохо и мы голодали.
Еды в принципе хватало, мучило в основном ее однообразие и периодическая нерегулярность.
Плюс молодой организм и так вечно голодный, а тут еще по горам лазать. Калории в любом случае нужны и много. Поэтому ели мы, конечно, все, что придется при любой возможности.
Кухня у нас, конечно, была, но на базе. На боевых выходах был сухой паек, но и он имел свойство заканчиваться.
Слишком много в тех условиях было неопределенности, это сказывалось и на довольствии солдат.
Короче, толи из-за молодости, толи из-за повышенной физической активности, толи из-за свежего горного воздуха, но на аппетит никто из нас не жаловался.
Нам было вкусно все. Потому что голод, как известно - не тетка. А калории солдату жизненно важны и едой считалось все: от тушенки и перловки до змеи. Как говорится, кто успел - тот и съел. И лучше, чтобы этим успевшим был ты.
В некоторых армиях мира существует экзамен для спецназа - убить и съесть змею. У нас же этим было никого не удивить, обыденность и жизненная необходимость. Да и ежиков крутые забугорные спецназовцы вряд ли когда пробовали.
А еще, ежики - это отличная сигналка. Изобретение нехитрое, но гениальное в своей простоте. Привязанный за веревку в 3-4 метра, он не плохо сигнализировал своим хрюканьем об опасности.
На боевом выходе костер разводить было нельзя, поэтому есть приходилось все холодное. Холодная гречка - не самое вкусное блюдо.
Но лично я обожал перловку в банке по 230 грамм, а к ней сухарик черного хлеба.
Это моя особая любовь, конечно. Порезанная на толстые куски буханка черного хлеба, засушенная и завернутая в бумагу - прямо пища богов, не иначе.
Но это личные предпочтения. А большинство солдат, конечно, любили тушеночку. Сервировка и приборы, как в лучших домах Парижа: открывали банки ножами, с них же и ели.
На боевом выходе приходилось есть ее холодной, с застывшим белым жиром - на любителя. На костре она, конечно, вкуснее.
На кухне давали щи из бигоса, макароны, разные каши. Ну, короче, все, как в обычной части.
Праздник был, когда приходила десятилитровая банка чищеной картошки в рассоле. Мы ставили эту банку на костер и варили сразу на 6 человек. Почему-то она была очень вкусная.
Килька в томатном соусе выдавалась одна банка на двух человек, 250 гр и только к перловой каше.
А еще на боевой выход в моей части давали 2 нормы сухпайка. Ели мы из него, правда, только тушенку, кашу не трогали.
Что касается витаминов, типа фруктов, то их не выдавали. Не пионерлагерь все же. Вместо них давали витамины в таблетках.
Хотя однажды пришелся случай умываться абрикосовым соком на консервном заводе. Правда на липкое лицо сразу липла вся грязь и копоть. Похожи мы тогда были на шахтеров, а не на солдат. Так что можно считать, свою норму витаминов и оздоровительную маску для лица я получил.
Воды на боевом выходе всегда не хватало. На РД-54 было 2 боковых кармана, в которые отлично влезали 2 пластиковые бутылки воды по 2 литра каждая. Плюс фляга - и на этом все.
На базе, конечно, вода была.
А теперь, десерт. Сгущенка - одна банка на четверых и не всегда. В некоторых частях выдавались расширенные сухпайки с маслом и шоколадом. 25 г масла в законсервированной баночке и горький шоколад - 100 г на человека.
Уж не знаю точно, как питалась противоположная сторона конфликта, но мне всегда казалось, что лучше. Не хочется быть категоричным, но гуси, бараны и прочий домашний скот из окрестных сел им вроде неплохо заходил.
Теперь о расслаблении после трудового дня. И тут, конечно, наша дорогая водочка. Паленочка. Как вспомню - так вздрогну.
Покупали мы ее за свои деньги и тайком проносили во флягах.
Вопреки расхожему мнению на войне не бухали по-черному. Каждому доставалось 150-200 мл. И это на ночь, чтобы не замерзнуть. А кто любил много выпить, тот там не выживал.
Перед боевым выходом категорически не пили, даже по чуть-чуть для храбрости. Ведь самое страшное - это даже не погибнуть самому, а своей ошибкой демаскировать все группу. Все были предельно собраны.
После водочки надо бы и закурить. Сигареты у нас были «Молдавский костер». С двух сигарет собирали пепел на ладонь и закусывали им, чтоб не было изжоги от этих же сигарет. Вот такой замкнутый круг. А еще была «Прима» украинского производства. Тоже та еще жесть. В других частях была «Прима» другого производства, может быть она была лучше, не пробовал.
В общем итоге могу сказать, что с питанием солдат Российской Армии все было вполне приемлемо, не считая некоторых накладок. Но, как говориться, на войне, как на войне. Ничего не попишешь.
Иногда казалось, что тушенки у наших войск, к сожалению, больше, чем патронов.
Вот такие дела.