Найти в Дзене
Домашний кот

Как понять, что вам звонит мошенник? Следователь прокуратуры, сотрудник банка и другие вымышленные персонажи

Оглавление

С телефонными мошенниками сталкивался чуть ли не каждый, при этом люди всё равно продолжают попадаться на их уловки.

Они звонят вам, обращаются по имени и отчеству, называют ваш домашний адрес, и представляются то
банковским работником, то следователем, то прокурором, иногда звонят от имени вашего мобильного оператора. Цель у них одна - добраться до ваших денег. А чтобы вы утратили бдительность в ход часто идут страшилки - говорят мол они сейчас поймали мошенника, он пытался списать деньги с вашей карты, сейчас заводим уголовное дело. Вы начинаете нервничать, теряете самообладание и в таком взволнованном состоянии совершаете ошибки - выдаёте мошенникам банковскую информацию, диктуете им код из СМС, в общем позволяете этим ребятам украсть ваши деньги.

Откуда они знают ваше имя, телефон и другие данные?

Вы часто заказываете какие-нибудь товары в Интернете, особенно с доставкой? Вот оттуда, скорее всего, и утекают данные - либо сам магазин не чист на руку, либо курьерская служба, либо курьеры - в общем, кто-то сливает данные мошенникам за сдельную плату, а они потом пользуются этими базами данных для обзвона.

А вдруг мне действительно звонят из прокуратуры?

Чтобы не попасть в лапы мошенников, есть одно простое правило. Вам звонят из полиции/прокуратуры/больницы/банка? Действуйте по следующему алгоритму:

1. Узнайте, откуда именно вам звонят -
адрес учреждения, имя и фамилию звонящего.

2. Кладите трубку.

3. Найдите в Интернете официальный телефон этого банка, отделения полиции, прокуратуры или больницы. Звоните им сами и спрашиваете - "Вот такой человек у вас работает? Со мной кто-то связывался по такому и такому вопросу - это правда вы звонили?"

Скорее всего, в банке вам ответят, что это был мошенник, и вам не о чем беспокоиться. Главное - не давайте никакой информации о себе и не совершайте никаких действий, к которым вас толкает незнакомец по телефону.

Даже если человек звучит убедительно, лучше перестраховаться, чем в итоге стать жертвой махинации. Просто кладите трубку.

Продолжать разговор ради развлечения безопасно только в том случае, если вы совершенно уверены, что перед вами мошенник и достаточно внимательны, чтобы не давать ему никакой информации о вас.

Но как их всё же отличить?

Но есть ли отличительные черты у мошенников? На самом деле есть, и много. Но чтобы их заметить, нужно быть совершенно спокойным и внимательным в разговоре с ними. Бывает, на нервах ничего этого и не замечаешь, а когда вспоминаешь разговор с мошенником - сразу же думаешь: "очевидно же! Вот по этим словам ясно было видно, что человек врёт".

Поскольку мне мошенники звонят достаточно часто (иногда они даже признаются во всём в конце разговора) - я заметила, что очень часто у них есть схожие черты. Ниже расскажу о них.

1. Наглость, настойчивость и хамство

-2

Да, начинают они за здравие: по имени-отчеству обращаются, вежливо всё, как у образцовых менеджеров. Но в течение разговора начинают скатываться в наглость: могут начать у вас чего-то требовать, настаивать на своём, упрекать.

Как-то раз мне позвонил мошенник, представился сотрудником службы безопасности Сбербанка, я быстро поняла, что это мошенник и повесила трубку. Так он мне перезвонил и начал отчитывать: мол вы понимаете, что дело серьезное? Понимаете, что вопрос касается ваших денег? Почему вы так безответственно к этому относитесь?

Настоящий банковский работник никогда не станет вас отчитывать, такое общение с клиентом для сотрудника недопустимо и наказуемо.

2. Ссылаются на несуществующие законы и прочую ерунду

-3

Мошенник часто выдаёт кучу фактических ошибок и рассказывают вам какие-то небылицы. Например, один из мошенников мне как-то сказал, что существует некий единый расчётный счёт - мол он есть у каждого человека, и как бы объединяет в себе все банковские счета, или что-то в таком духе. И дальше начал советовать мне перевести деньги из всех банков на этот единый расчётный счёт ради безопасности - чтобы их не украли.

Конечно, никакого единого расчётного счёта не существует, о чём я сразу же сказала мошеннику. Но он после этого еще настаивал на своём, и даже сказал, что "я неправильные страницы гугла смотрю".

Другой случай: мошенник сказал мне, что, согласно Закону о банковской тайне, я якобы не имею право рассказывать о своих банковских счетах другим людям, даже близким родственникам, иначе меня ждёт уголовное преследование. Ну да, конечно, уголовное - за то что я рассказываю о своих счетах. Это, разумеется, тоже полная ерунда. Мошенник таким образом пытается заставить жертву не общаться с другими людьми, а то они еще догадаются, что он мошенник.

Тот же мошенник упоминал какой-то
реестр банковского обслуживания - это опять-таки бессмысленный набор слов. С его слов, какой-то злоумышленник якобы завладел реестром банковского обслуживания, и потому может снимать деньги с моих счетов.

Они могут также не к месту упоминать Центробанк и другие гос структуры, рассчитывая на финансовую неграмотность жертвы и на то, что вы не знаете законов и своих прав. Поэтому они особенно настаивают на том, что вы
обязаны сделать то, чего они от вас добиваются, прямо по закону обязаны, иначе будут проблемы.


Помните: закон вас никак не обязывает слушаться незнакомцев по телефону.

3. "Мы подозреваем, что в мошенничестве замешан наш банковский работник"

Вдумайтесь - вам звонит якобы сотрудник банка, и утверждает, что подозревает своего коллегу в мошенничестве - и эту информацию сообщает вам, обычному клиенту!

Настоящий сотрудник банка НИКОГДА не скажет вам, что внутри банка "завёлся" мошенник - это
огромные репутационные потери для банка. Что это за банк, если в нём сидят мошенники, и другие сотрудники банка об этом в курсе? За такие слова сотрудника не просто уволили бы, но и, вероятно, привлекли бы к ответственности - каждый сотрудник подписывает кипу разных бумаг о неразглашении различной информации.

Если внутри банка
действительно кого-то заподозрили в мошенничестве, то расследование будет проходить в строжайшей тайне, и клиентов о таком никогда не поставят в известность. Ведь банк несёт ответственность за действия своих сотрудников. Если деньги действительно бы украл кто-то "свой", банк бы их вернул, и, мне кажется, постарался бы это сделать максимально незаметно для клиента - например, сказал бы, что денег на счету не было из-за технического сбоя, но они всё починили и теперь всё отображается верно. Да и воровать деньги со стороны банковского работника - это чересчур дерзкое преступление, если он, конечно, не планирует сбежать куда-то на необитаемый остров. Украсть деньги со счёта - это вам не слить базу данных телефонных номеров клиентов.

4. Путаются в показаниях

-4

Если слушать мошенника внимательно, можно заметить, что он противоречит сам себе. Сначала представился следователем прокуратуры, потом - капитаном полиции. Сначала говорит "по закону вы обязаны ознакомиться с постановлением, которое я вам сейчас пришлю", потом - "вы можете не читать постановление, это ваше право".

Один из таких ребят начал мне угрожать, что если я не скачаю файл якобы с каким-то постановлением, то он обратится в банк и разрешит злоумышленникам украсть мои деньги! Тут я уже не осталось никаких сомнений, что происходит какая-то дичь, и я решила включить аудиозапись звонка. И задала мошеннику вопрос: "
То есть вы сейчас угрожали мне, что если я не прочитаю ваш файл, вы подтвердите, что поддельные данные от мошенников - верные?". И он сразу пошёл на попятную: нет, ну что вы, нет конечно. А только что говорил совсем иное.

Кстати, никогда не скачивайте никаких файлов, которые вам присылают незнакомые люди. Под видом безобидного документа или картинки может скрывать вирус, который украдёт у вас пароли или взломает ваши банковские приложения.

5. Хотят вас запугать

-5

Цель мошенника - вывести вас из эмоционального равновесия. Поэтому в ход идут разные страшилки. Мол мошенник вот-вот украдёт у вас деньги, надо их срочно снять со счёта! Или вы нарушите закон если не сделаете как я вам говорю. Или - сейчас банк заблокирует все ваши счета.

Приведу кусок своего диалога с таким псевдо-следователем:

Мошенник: Мы тут поймали мошенника, который пытался украсть ваши деньги, поэтому пока идёт следствие, на ваши счета в Сбербанке будет наложен арест на полгода.
Я: Хорошо.
Мошенник: Вы понимаете, что не сможете пользоваться своими деньгами полгода?
Я: Да.
Мошенник: Серьезно? Вы же вообще не сможете снять деньги! Вам что это неважно?
Я: А почему вас это так беспокоит?
Мошенник (сдался): Ладно. А ты молодец.

6. Задают вопросы о ваших банковских счетах

-6

А сколько у вас денег на счету? А какую последнюю операцию вы совершали? А как давно? А в какое отделение банка вы ходите? А в каких еще банках у вас есть деньги?

Ну вы поняли. Не ведёмся на провокации, и не выдаём незнакомцам никакую личную информацию, особенно о том, где ключ от квартиры, где деньги лежат.

7. Просят оставаться на линии и ни в коем случае не бросать трубку

Задача мошенника - держать вас в напряжении, и не позволить отвлечься на что-то другое. Если вы положите трубку - у вас будет время подумать, взвесить информацию и сообразить, что вас наверно обманывают. Мошеннику это нужно? Конечно, нет. Его задача, чтобы вы на эмоциях и на нервах поверили ему и сделали всё, что он просит - продиктовали секретный код или дали какие-нибудь данные от банковской карты.

Поэтому ещё раз - в ваших интересах повесить трубку, и ничего не предпринимать сразу.

8. Убеждают вас никому не рассказывать об их звонке

Если вы расскажете о звонке своему родственнику или посоветуетесь с другом, кто-то из них может догадаться, что вам звонит мошенник, и они конечно же скажут об этом вам. Поэтому задача телефонного вора - воспрепятствовать вашему общению с другими людьми. Мошенники придумывают самые изощренные причины, почему вам "нельзя" никому ни о чём рассказывать: мол это тайна следствия, или закон вам запрещает или еще что-то в таком духе.

Разумеется, делать всё нужно ровно наоборот - советуйтесь со всеми людьми, которым доверяете и особенно с теми, кто хорошо разбирается в банковской сфере или связан с правоохранительными органами - наверняка они сразу поймут, что к чему.

9. Говорят какую-то неуместную ерунду

-7

"Следователь" в разговоре со мной, видимо, чтобы надавить на жалость или чтобы втереться в доверие решил сыграть роль разочаровавшегося сотрудника органов. Мол, я учился столько-то лет, 10 лет на службе, но думаю через два месяца уволиться. Столько лет работаю, а никогда такого не встречал.

Как вы думаете, чего он не встречал за 10 лет службы? Моего отказа скачать "файлик с постановлением", который он мне прислал в WhatsApp. Очень, конечно, "правдоподобно", что бывалого сотрудника органов так удивить вот такой вот незамысловатой мелочью.

Вообще, с речью очень вероятно хоть что-то будет не так - либо какая-то путаница в терминах, правилах и законах. Либо неуместная наглость или фамильярность, либо какая-то клоунада, всегда есть какая-то фальшь.

Будьте бдительны и не доверяйте никаким незнакомцам по телефону, а также предупредите пожилых родственников.

А вы сталкивались с мошенниками? Поделитесь своим опытом в комментариях, чтобы другие люди не попадались.

Если вам была полезна эта статья, поставьте, пожалуйста, лайк.