Сколько всего вагонов у главного российского ж/д перевозчика? Сколько им лет? Много ли еще вагонов без розеток и кондиционеров? На чем предпочитают ездить россияне? Мы изучили годовой отчет Федеральной пассажирской компании за 2020 год и узнали ответы на все вопросы о вагонном парке РФ.
Напоминаем, что у нас есть телеграм-канал, где мы публикуем железнодорожные новости, а также группы в «Вконтакте» и в «Фейсбуке», где можно узнать новости, прочитать новые тексты и т.д.
Сколько всего вагонов у ФПК?
По состоянию на конец 2020 года – 16596 вагонов. Учитывая, что длина каждого вагона около 25 метров, из этого количества можно составить поезд, длина которого составит 414,9 км. При этом надо понимать, что ФПК в последние годы больше списывает вагонов, чем покупает новых. Например, в 2016 году их было 19600 штук, а до этого еще больше.
Каких вагонов у ФПК больше всего?
Купейных – их 7576 штук. На втором месте – плацкартные (6569), затем идут вагоны-рестораны (714), межобластные (637), СВ (499) и т.д.
Как обстоят дела с кондиционерами и розетками?
Если верить отчету ФПК, то все неплохо. Как следует из документа, кондиционерами и розетками оборудованы 80% вагонов, экологически чистыми туалетами – около 75%. Кроме того, производится установка обеззараживателей воды и воздуха, доля вагонов с такими установками, соответственно, составляет 32% и 42%, следует из годового отчета ФПК за 2020 год.
Судя по всему, эти данные близки к реальности. Я не помню, когда в последний раз ехал в купе без «биотуалета» или без розетки. А вот поезда с устаревшими плацкартными вагонами мне, увы, известны.
Бонус-вопрос. Почему Вы пишете ФПК, а не РЖД?
Потому что это разные компании. Да, ФПК является «дочкой» РЖД по пассажирским перевозкам, а председателем совета директоров ФПК является замгендиректора РЖД Дмитрий Пегов. Несмотря на то, что кажется, что ФПК и РЖД – это один перевозчик, это не так. Кое-где они даже конкурируют. Например, за «Сапсаны» между Москвой и Петербургом отвечает РЖД, а за все остальные поезда – ФПК. Тем не менее, общее правило таково, что если вы видите серый вагон с красной надписью РЖД, то это вагон ФПК.
Какие вагоны самые молодые, а какие самые старые?
Самые старые – вагоны-рестораны. Их средний возраст составляет 27 лет. Купейные вагоны тоже нельзя назвать молодыми – для них этот показатель равен 18,9 лет. С плацкартами все чуть лучше – их средний возраст составляет 14,9 лет. Средний возраст всех вагонов компании – 17,3 года.
Интересно, что в прошлом году средний возраст был 17,4 года. Таким образом, обновление парка позволило не увеличить этот показатель (хотя прошел год и вагоны должны были постареть).
Почему купейные вагоны старше плацкарта?
В прошлые годы ФПК обновляла главным образом плацкартные вагоны, а купейные только списывала, не покупая новых. Таким образом, плацкарты по итогу оказались новее.
Перестанут ли покупать новые плацкартные вагоны?
Нет, планы отказаться от закупки новых плацкартов были лишь громкими заголовками в СМИ. ФПК продолжает покупать новые плацкартные вагоны, правда, в виде двухвагонных сцепов. Но из представленных графиков очевидно, что сейчас перевозчик сосредоточился в основном на купейных вагонах.
Как так получается, что средний возраст вагонов – высокий, но при этом почти все они оборудованы розетками, биотуалетами и кондиционерами?
ФПК обновляет вагонный парк, не только покупая новые вагоны, но и ремонтируя старые. Например, в последние годы переделывают старые плацкартные вагоны, меняя им начинку, и старые немецкие купейные вагоны «Аммендорфы». Таким образом, вагоны оказываются оборудованными всем необходимым для комфортной поездки, но их возраст не обнуляется.
А какие вагоны предпочитают пассажиры?
Плацкартные. В 2020 году пассажирооборот в плацкартных вагонах составил 58,1% от общего пассажирооборота. На втором месте – купейные вагоны с 32,1%. При этом на протяжении последних трех лет наблюдается тенденция медленного сокращения пассажиропотока в купейных и плацкартных вагонах и роста показателя для сидячих вагонов. Похоже, что это связано с запуском по большому количеству маршрутов «Ласточек» и по некоторым маршрутам сидячих двухэтажек.
А что с двухэтажными вагонами?
В 2020 году 9,1% от числа всех пассажиров были перевезены в двухэтажных вагонах. ФПК не раскрывает общее количество таких вагонов, но по нашим подсчетам их 521 штука. Они используются на 20 маршрутах.
Что будет происходить с вагонами дальше?
ФПК продолжит обновлять одноэтажные купейные и плацкартные вагоны за счет т. н. двухвагонных сцепов. Это современные вагоны, оборудованные всем необходимым для комфортной поездки, но не без недостатков.
Например, душевые комнаты в них размещены в одном из санузлов, в купе отсутствует индивидуальная регулировка климата, а сейфы «съедают» слишком много пространства для размещения личных вещей.
Двухэтажки тоже продолжат покупать, но это будут усовершенствованные вагоны с расширенным габаритом (для более комфортного размещения пассажиров на верхних полках второго этажа), новыми тележками (обеспечивающими более тихий и мягкий ход вагона) и дизайном.
Постепенно обещают перепридумать плацкарт, но с этим пока есть проблемы.