В конце апреля 2021 года Китай после долгих раздумий отменил возврат НДС в 13% на экспорт стальной продукции. Мера коснулась 146 из 166 товарных категорий, среди которых горячекатаный прокат, холоднокатаный лист, прокат с полимерным покрытием, сортовой и фасонный прокат, стальные трубы и нержавеющая продукция. Кроме того, КНР отменил импортную пошлину в 2% на углеродистую и нержавеющую заготовку, чугун, металлолом, восстановленное железо и феррохром.
О том, как обновлённая экспортная политика Поднебесной влияет на российских сталепромышленников, работающих с Китаем, «ВЭДсовет» поинтересовался у экспертов.
Мнение президента Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталия Манкевича:
Чем обусловлена отмена возврата НДС?
– Упомянутую вами отмену возврата НДС в 13% в отношении экспорта стальной продукции нельзя рассматривать в отрыве от происходящего в регионе и в мире в целом, а также только применительно к стали.
Отмена возврата НДС – это административно-экономический рычаг для сокращения экспорта и роста предложения на внутреннем рынке.
Китай – крупнейший производитель и крупнейший потребитель стали, а сталь – основа китайского рынка строительства и промышленности, на который приходится значимая часть как экономики, так и внешней торговли. Рост сырья означает удорожание по всей цепочке и повышает риски снижения экспорта и сокращения темпов экономического роста для Китая, поэтому Государственный Комитет по реформам и развитию (ГКРР) объявил войну «накопительству и спекуляциям», чтобы охладить цены на сырье и на промышленные металлы.
Отмена возврата НДС – это административно-экономический рычаг для сокращения экспорта и роста предложения на внутреннем рынке. Можно в какой-то мере утверждать, что Китай пошел по российскому пути контроля цен в экономике, только Китай контролирует цены на промышленные товары, в то время как Россия – на потребительские.
За сталь идет настоящая битва!
Давайте посмотрим на факты: Китай очень зависим от поставщиков железной руды – по данным Китайской ассоциации черной металлургии, зависимость составляет 80%. Также Китай сейчас абсолютно не заинтересован в экспорте стали, и даже наоборот – одновременно с упомянутым вами запретом обнулены импортные пошлины на чугун, сталь и другую продукцию. За сталь идет настоящая битва, достаточно посмотреть на происходящее в соседней Южной Корее, где с начала года цена на сталь выросла наполовину, и сейчас главной проблемой строительной отрасли является отсутствие обычной арматуры (из 59 крупных строительных площадок, остановленных из-за нестабильных поставок основных строительных материалов, 43 «встали» из-за отсутствия арматуры).
Больше информации – в нашем телеграм-канале!
Кроме того, в марте в Китае утвержден план 14-й пятилетки на 2021–2025 годы, одним из ключевых элементов которой стала урбанизация. То есть сталь сейчас Китаю жизненно важна, и вряд ли будет сюрпризом введение заградительных пошлин на ее экспорт.
Китаю невыгодно поддерживать экспорт стали как сейчас, так и в будущем.
Кстати, и не только стали – схожая ситуация с алюминием, объем импорта которого в Китай в 2020 году составил 2,7 миллиона тонн, что на 318,7% больше, чем в 2019 году.
Есть и экологический аспект – Китай все больше говорит о «зеленой» теме, стремится к углеродной нейтральности, а сталелитейная промышленность, наверное, имеет одни из наибольших выбросов углерода – согласитесь, не совсем мудро производить такой неэкологичный продукт, получать выбросы, чтобы потом отправить его на экспорт. Китаю невыгодно поддерживать экспорт стали как сейчас, так и в будущем. Тем более, что нарастить экспорт Китай сможет и без стали. И лучше экспортировать продукцию, произведенную из стали: оборудование, автомобили, машинотехническую продукцию.
Есть ли понимание, как это нововведение отразилось на наших экспортёрах стальной продукции в Китай? Каковы прогнозы?
– С 1 мая прошло слишком мало времени, чтобы оценивать, как это нововведение отразилось на наших экспортёрах стальной продукции в Китай. Но вряд ли они это ощутят – как я уже упоминал, Китай скупит всё, что мы готовы ему предложить, и для этого уже обнулены импортные пошлины. Но наши производственные мощности существенно уступают запросам китайцев.
Стоит помнить, что производство стали в России в 2020 году сократилось на 2,4%, до 60,8 млн тонн, и, конечно, сокращается и экспорт – в физических объемах на 1,4%, и на 7,2% в денежном исчислении.
В России мы видим похожую ситуацию. Правительство переживает из-за роста цен на металл, и с помощью доброго слова и револьвера была достигнута договоренность о скидках на металл до 30% для крупных государственных строек от «большой тройки» (НЛМК, ММК, Северсталь), в частности для модернизации БАМа.
Кто больше продаст для нужд Родины, тот больше и сможет заработать на экспорте.
Кстати, инициативы ограничить российский экспорт стали озвучивались ещё в декабре из-за скандала с быстрым ростом цен на арматуру (на 40% за месяц по данным Национального объединения застройщиков жилья). Ещё тогда сообщалось о планах ФАС установить экспортные пошлины на весь ассортимент вывозящейся из России металлопродукции, так что ситуация определенно на контроле в высоких кабинетах. Тем более, что крайними тогда «назначили» металлургов – по мнению ФАС, они формировали цены на свою продукцию с оглядкой на иностранные рынки. И экспорт станет единственно возможным направлением для заработка металлургов. Вероятно, власти России придут к какой-то системе квотирования: кто больше продаст для нужд Родины, тот больше и сможет заработать на экспорте. Таким будет закон военного времени.
Много ли сейчас российских компаний-экспортёров стальной продукции в Китай?
– Традиционно наибольшим представительством на рынке КНР обладает ММК, у которого открыто представительство в Гонконге, а также Северсталь. Исторически хорошие позиции у ЕВРАЗа. Мечел же, например, экспортирует в Китай в основном угольную продукцию, особенно коксующийся уголь, а не конечную металлургию. Так или иначе, все 6 крупнейших сталеваров работают с Китаем, но НЛМК менее активен.
Комментарий Алексея Потапова, директора Департамента аудита компании «Расселл Бедфорд ИАС»:
Министерство финансов Китая уведомило об отмене с 1 мая 2021 года льгот по НДС для экспортёров отечественной металлургической продукции. Отмена возврата экспортного НДС затронет такие категории как горячекатаный прокат, холоднокатаный лист, прокат с полимерным покрытием, сортовой и фасонный прокат, стальные трубы и нержавеющая продукция. Список стальной продукции, попадающей под действие этой меры, содержит 146 наименований (HS 7205.21.00 и HS 7209.25.00-7307.99.00). Возврат НДС сохранен, в частности, для холоднокатаных рулонов из углеродистой и легированной стали, оцинкованных рулонов, проката с гальвалюмным покрытием, жести, электротехнической стали.
Предпринятые Правительством Китая меры призваны решить приоритетные для страны задачи по сокращению внутреннего производства нерафинированной стали и модернизации металлургической промышленности, привлечь дополнительные доходы в бюджет страны, а также решить задачи по снижению потребления энергетических ресурсов и улучшениюэкологии.
НДС напрямую влияет на ценообразование, чем больше ставка НДС в стране, тем выше стоимость товара. В Китае ставка НДС невысокая, поэтому цены там ниже. При этом крупные фирмы платят НДС по льготной ставке, Торгово-промышленная служба выдаёт бизнесменам бумагу с разрешением на экспорт из Китая. Когда товар доставлен, НДС подлежит возврату. Это позволяет китайцам продавать продукцию за границу по низким ценам.
Отмена возврата НДС безусловно скажется и на цене экспортируемой продукции: суммы НДС, не принимаемые к вычету, будут включаться экспортерами в стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), что будет увеличивать себестоимость реализуемых на экспорт товаров, что, в свою очередь, повлечет рост цен на сталь и товары из стали для простого потребителя.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал !