Строим быстро, качественно, недорого. Любые два пункта на выбор…
Здравствуйте, дорогие читатели. Все, кто сталкивался со сферой строительства, наверняка слышали подобную шутку. А профессиональные строители знают, что, если говорят про быстро, качественно, недорого – по итогу получится дешево и сердито. И вроде все в детстве читали сказку про трех поросят, помним к чему в итоге привело быстро, качественно, недорого. Но опыт Ниф-Нифа и Наф-Нафа нас ничему не научил. Мы свято верим, что у нас получится соблюсти все три условия. И вроде давно все знают, что судьбу не проведешь. Но люди продолжают пытаться. И это очень печально, дамы и господа. Ведь, если присмотреться к ситуации поближе, то приоритеты все равно присутствуют.
В нашем менталитете, они идут в следующем порядке: дёшево, быстро, качественно. Удешевление идет по двум фронтам: экономия на материалах, насколько это позволяет заказчик и экономия на работах, на сколько готов ужаться подрядчик. Расскажу, как это происходит.
Сначала, вкратце об экономии материалов. Современные материалы и технологии идут в сторону удешевления, а не увеличения качества. Иначе на них не будет спроса, из-за высокой цены. Материалы и изделия становятся тоньше, легче и мягче, за счет этого сохраняя ценовую доступность. Были в моей практике случаи, когда я протыкал пальцами привезенный гипсокартон и межкомнатные двери, профиля для ГКЛ и профлист мялись как фольга, а всеми любимые черные саморезы также ломались пальцами, причем без особых усилий. Но конечного потребителя это не смущает, ведь главный ориентир — это низкая цена. К счастью, в строительстве капитального жилья качество начало поддерживаться рынком. Дольщики начали привлекать экспертов и отсуживать с застройщиков деньги за выявленные косяки.
Теперь о реализации приоритетов по ходу работ. В реализации любого объекта существует как минимум две стороны, заказчик и подрядчик. Между ними заключается договор, в котором прописаны объёмы работ, цена и сроки их выполнения. На этапе заключения договора, главным приоритетом для заказчика является цена. И как правило, имеется несколько потенциальных подрядчиков, готовых зайти на эти работы. И выбирается подрядчик по принципу минимальной цены. Далее, когда подрядчик заходит на объект, заказчику становится нужна скорость. Качеству на данном этапе пристального внимания не уделяется, если конечно нет откровенной халтуры со стороны подрядчика. Но главное, чтобы работы выполнялись в срок, ведь заказчик тоже отвечает за сроки ввода объекта в эксплуатацию. Когда проходит период выполнения основных объемов, начинается период "подбора соплей", на котором заказчик понимает, что качество на твёрдую три его не устраивает. А поскольку большая часть работ уже сделана, и у заказчика имеется часть денег, которую он еще должен подрядчику - начинается выкручивание рук и поиск причин, чтобы не платить. Начинаются придирки к качеству, выполнение не подписывается, постепенно затягиваются гайки и подрядчику перекрывается кислород. Заказчик, таким образом вынуждает подрядчика подтягивать качество. По итогу реализации проекта, не достигается ни один из начальных приоритетов. На выходе имеем среднее качество по средней цене, и как правило со срывом сроков. И такой сценарий реализации объекта самый не выгодный для всех участников: для заказчиков тем, что они в итоге ни чего не выигрывают; для подрядчиков, тем, что они работают с минимумом прибыли, которой им хватает лишь на поддержание штанов; для работников, тем, что они трудятся за минимальные расценки; для экономики, тем, что такой подход не дает платежеспособного потребителя.
Теперь хочу показать опыт передовых стран. Рассмотрим самую мощную экономику мира - Китай. Доводилось мне работать бок о бок с китайцами и воочию увидеть разницу между нашим и их подходом. Китайцы делают приоритет на скорость, затем постепенно подтягивают качество, и уже в последнюю очередь пытаются уложиться в разумные деньги. Как это происходило на практике: строили мы монолитно-кирпичную свечку в 25 этажей, а за забором велось строительство похожей свечки. Там монолитные работы выполняли китайцы. Было интересно посмотреть на их подход. Начали мы в одно время, но к тому моменту, когда мы вылезли из котлована, китайцы уже перекрыли третий этаж. На типовых этажах мы выдавали 2,5 - 3 этажа в месяц, что считается очень хорошим результатом. А китайцы выдавали по 5 - 6 этажей. Коробку под двадцати пятиэтажную свечку они поставили за полгода. За счет чего, они достигали такой скорости: ничего сложного не было, просто у них было в два раза больше опалубки, что позволяло поддерживать более высокий темп, плюс на площадке присутствовал автокран, и вся переборка опалубки и разгрузка материалов выполнялась им. Башенный кран работал только на спуск/подъем. Народу у них конечно тоже было побольше и рабочий день подольше. Но самым главным отличием было то, что в летнюю жару мы поливали бетон водой, чтоб он не перегрелся и не растрескался, а китайцы мотали электропрогрев, чтобы дать бетону толчок и быстрее разбирать опалубку. Косяков у них, конечно было гораздо больше, чем у нас, звон отбойного молотка с их стройки мы слышали часто. Но это их не останавливало. Я считаю, что Китай развивается такими темпами именно за счет такого подхода: упор на скорость, на ходу допиливаем качество и пытаемся упаковать все это в разумную стоимость.
С опытом передовых стран сравнивать могу только по книгам, статьям и фильмам, поэтому могу привести лишь поверхностное сравнение: Бурдж-Халифа в Дубае был построен за шесть лет. А это на минутку, 163 этажа и 828 метров в высоту. Упор там явно делался не на дешевизну. А у нас, свечки в 25 этажей и 90 метров в высоту строятся в среднем 2,5 - 3 года.
Именно поэтому, я против смещения приоритетов в связке быстро, качественно, недорого. Для развития строительной сферы и всех производств, которые она за собой тянет, очень критично. А тянет она за собой очень много: бетонные смеси, карьеры по добыче песка и щебня, строительные и отделочные материалы, металлопрокат, пиломатериалы, двери, окна, теплоизоляционные и кровельные материалы, навесные фасады, опалубку и инвентарные леса, электроинструмент, рынок строительной техники, грузоперевозчиков. Строители обеспечивают работой достаточно обширный круг предприятий, способствуют созданию рабочих мест в смежных сферах. Поэтому, для здоровья всей экономики очень важно, чтобы строительная сфера процветала, а приоритеты стояли в порядке быстро, качественно, за разумные деньги. А пока, к сожалению имеем грустную картину: строим дешево и сердито и упаковываем все это красиво, чтобы казалось дорого-богато.
У меня на этом все. Подписывайтесь на канал и ставьте палец вверх. Это поможет автору писать еще больше и еще лучше. До новых баек.
Связанные статьи: Почему в России не растут зарплаты. на примере строительной сферы