Спасибо, что напомнили про замечательный фильм Робокоп. Пересмотрел его с большим интересом и совсем не как раньше. Раньше-то смотрел на историю борьбы почти убитого полицейского в теле машины с врагами и бандитами. А это вообще в фильме не главное!
Там гениально показана экономика и чудовищное общество будущего. И фильм совершенно провидческий, прошло тридцать лет и большую часть из этого мы видим в мире современного капитализма. Прямо вокруг нас!
У аппарата Ярослав Бушмицкий, поехали! Режиссёр снимал банальную фантастическую страшилку. Главной задачей было сделать достоверного робота, такого вот Терминатора на полицейской службе. Но ростки бесчеловечного мира наживы сами из подсознания лезут. Поэтому получается совсем не про то, что снять хотели. Любую фантастику творец пишет не про будущее, про современность, даже если она в гротескной, предельной форме. Но это всегда про то, что творится сейчас!
Как только начинаешь разбирать происходящее не с позиции лихого боевика, а как дедушка Маркс со Сталиным завещали, волосы дыбом встают. Это чудовищно несправедливый, бездушный, бесчеловечный мир. Общество, в котором редкие порядочные люди всё равно вынуждены служить преступным корпорациям. Да и людей уже почти нет, есть продукты, биороботы, у которых вся свобода бьётся как птица в клетке между четырьмя директивами. И четвёртая, про рабство на корпорацию, всегда главнее первых трёх!
Сюжет пересказывать не буду, самое интересное в картине совсем не он. В двух словах напомню, кто не смотрел или подзабыл. В Детройте будущего бандиты убивают полицейского. Всем рулит крупная корпорация, у которой два конкурирующих проекта роботов-полицейских. Один киборг, остатки человека в железном каркасе, а второй железяка с компьютером вместо мозгов. И с большими пулемётами вместо рук.
И дальше весь фильм наш не до конца убитый полисмен в виде робота гоняется за той самой бандой, узнаёт, что работает она на злого начальника департамента в той самой корпорации. А ведает департамент как раз конкурирующим продуктом, тем самым безмозглым роботом-полицейским. Ну и в конце наш Робокоп злого корпората убивает к полному удовлетворению директора корпорации. Наши победили, ура! Сюжет идиотский.
И первая же мысль – победили-то не наши, да и наших там совсем нет! Нам показывают завлекательную историю, примерно как ловкий фокусник одной рукой делает хитрые пассы, отвлекает внимание, а другой в это время тянет в карман чужие часы и кошелёк. Так и в Робокопе нужно на совсем другую руку смотреть. Даже буквально про руку намекнули!
Наши переводчики, разумеется, этот смысл затоптали, но в самом начале есть хитрая игра слов. Когда бандиты убивают копа Мёрфи, будущего робокопа, глава банды отстреливаем тому руку и издевательски кричит – Дай мне руку! По-английски это двойной смысл имеет, в том числе звучит как «помоги мне». Задача полиции помогать людям, вот и помоги! Издевается.
А когда чудом выжившего полицейского привозят в корпорацию происходит ещё более чудовищный разговор. Врачи говорят, что вторую руку удалось спасти. И тут же нам показывают учёного из корпорации, который проектом добрых робокопов ведает. Он вообще герой положительный.
И этот положительный сообщает – раненый коп когда на работу нанимался договор с корпорацией заключал? Заключал. А полиция там давно корпорации принадлежит. Так по договору – он наша собственность. Отрежьте ему и вторую руку! Нормальный подход в мире чистогана, ничего особенного!
Вещи, которые даже американского зрителя еще тридцать лет назад шокировали как мрачная фантастика, сегодня вполне привычны! Нам показывают заседание корпорации. Оказалось, деньги можно делать на всём: частные больницы, частные тюрьмы, частный космос. Тогда было дико, а сегодня в США больше половины тюрем уже частные. Да и к нам скоро придут, медицина уже платная пришла.
С экрана говорятся очень важные вещи, которые никто не замечает. Знаете, чем занимается корпорация О-Си-Пи? Коммунальными службами, такими как вывоз мусора и полицией. Вы можете представить подход к Советской милиции как к коммунальной службе? А что такого, дворник, слесарь, полицейский. Одинаковые работники, разницы нет.
Их и баловать не надо. Фильм начинается с призывов к забастовкам полицейских. Потому что первым делом корпорация захватив в свои мохнатые лапы полицию, стала резать затраты. Поэтому когда начинается стрельба, подкреплений нет. Их просто нет, людей поувольняли.
И очень здорово один из полицейских говорит – ты ещё о враче после стрельбы помечтай! Для корпорации люди – расходники, не более. И выход только один – забастовка! Она там дальше по фильму и случится. Разумеется, вызвав на улицах хаос, такое общество, как в фильме, может жить только под полицейским надзором.
Окружающий мир тоже пугает. В ЮАР идёт война белых и темнокожих. Белые проигрывают и угрожают взорвать ядерную бомбу, если падёт столица. В космосе болтается стратегическая мирная станция. Обвешанная гигантскими лазерами, которые потом по ошибке полгорода сожгут.
Нам показывают рядовое ограбление киоска. И главное тут не история как Робокоп героически задерживает хулигана. Главное – это плакат в витрине с несколькими десятками детских фото. И подписью – это похищенные дети.
С детьми там тоже всё хорошо. По телевизору крутят рекламу весёлой игры для взрослых и детей. Под названием «Разбомби всех ядерной бомбой». В рекламе детки радостно уточняют – в твоём Пакистане нет ядерного оружия – тогда получи Хиросиму. Бабах! Мы сегодня живём ровно в таком же мире, никакой фантастики!
И задумайтесь вот о такой штуке. Почти во всей западной фантастике мир будущего – это мир разгула банд. И у этого очень глубокие корни. Когда может возникнуть банда – когда государства нет, мы помним как в Гражданскую в каждой деревне сидел свой батька Махно. Но длится такое недолго.
Нам же, наоборот, показывают мир развитого капитализма. Как там в принципе могут существовать не отдельные преступники, а преступность организованная? Немыслимо же! Банду поймать гораздо легче, она и не прячется почти. Почему не ловят?
Ответ очевидный – чтобы в мире сильного государства существовала банда, она непременно должна сначала платить полиции, а потом и переплестись с ней до полного единства. Только так.
А по мере развития капитализма, банды, как и корпорации, неизбежно укрупняются. Съедают слабых конкурентов, выстраиваются в холдинги. И наверху неизбежно окажется крупный чиновник или политик. Поэтому в мире, перешагнувшем в империализм, как высшую стадию капитализма, главой, ну ладно не начальником, а скорее акционером, хозяином банды всегда окажется какой-нибудь генеральный прокурор или сенатор. Очередная сказка про Бэтмена нам примерно это и показывает.
А дальше банальная политэкономия сообщает, что бандам нужны рабочие руки. Когда в средневековой Британии начали строить мануфактуры пришлось полстраны раздербанить огораживаниями и массовыми репрессиями. Чтобы тысячи голодных крестьян потянулись в города за копейки ишачить на фабрики.
Тут ровно то же самое. Рынок в кавычках «труда» для бандитского бизнеса создаётся искусственно. У простого человека не должно быть выбора. Нищенская зарплата, полное отторжение от результатов твоего труда, труд не творческий, а тупой и однообразный. Чудовищная безработица и очереди за бесплатным супом. С молоком матери всосанное понимание – любой прибавочный продукт, что ты создашь – заберёт хозяин в дорогом костюме с бриллиантом на заколке для галстука.
И это не отклонения от нормы такой экономики. Это и есть её норма! Нам показывают, что злая корпорация хочет навести на улицах порядок, побороть преступность. Разве? Они же сами создают питательный субстрат для ещё большей преступности. Без такой почвы корпорации кормиться не на чем будет.
И мы тут же видим подтверждение этой идее. Главная банда работает ровно на главу департамента корпорации, который конкурирующих робокопов делает. В фильме, конечно, делается акцент, что просто человек такой нехороший. Да не в человеке дело, вся система так работает. И очень странно, что не оказалось карманной банды у создателей робокопов в кавычках «добрых».
Если вдуматься, там положительных героев, с кого пример брать, вообще нет. Даже полицейский Мёрфи – не более чем винтик, раб бесчеловечной корпорации. Её продукт, но к этому мы ещё вернёмся.
Показательно отношение к людям. Нам талдычат двадцать лет, что при Сталине люди были всего лишь винтиками. А вот при капитализме все стали уникальными свободными личностями. Которые слова пикнуть не смеют против такого же главы очередной корпорации.
Вот демонстрируют механического робокопа. Просят сотрудника взять пистолет, чтобы на него сработала программа. Но программу переклинило и человека буквально разрывает пулемётным огнём. Трагедия? Как бы не так!
Глава департамента, брезгливо сбрасывая с дорогого костюма кровавые брызги, хладнокровно сообщает директору – Всего лишь небольшой глюк системы, бывает. И тут же кадр как едут в лифте друзья погибшего сотрудника.
- Ужасно жаль Кинни! – говорит один.
- Городские реалии, - равнодушно роняет второй.
Не трагедия. Просто небольшой глюк системы. Реалии такие.
И никого не удивляет, когда один корпорат посылает бандитов, чтобы взорвать другого корпората. Просто чтобы на следующем совещании бюджет дали его проекту, а не конкуренту. Вполне в духе городских реалий. Люди не винтики, люди – мусор, который прибирают коммунальные службы в виде мусорщиков и полицейских.
Тут не на погони и пострелюшки роботов смотреть нужно. Они-то сняты замечательно, вопросов нет. Смотреть надо на то, как робокоп Мёрфи приходит в свой дом. Где раньше жил с женой и сыном. А дом уже выставлен на продажу, потому что утратив кормильца семья тут же была вынуждена выметаться на улицу.
Это же государственный служака! Человек официально на службе городу погиб, геройски, в перестрелке с бандитами. Никого не интересует – семью метлой на улицу! Нет, не винтики, просто мусор.
И самая сильная на мой взгляд сцена этой картины. Самая главная, хотя не такая жгучая как героические перестрелки. Когда робокоп приходит к тому самому злодейскому главе департамента. И вдруг понимает, что на того закон не распространяется, что секретная четвёртая директива просто не даст ничего сделать с корпоратом! Потому что хозяин закона не государство, хозяйка – корпорация, которая этим государством владеет.
И для этого даже не нужно быть роботом с четвёртой директивой в компьютере. Как только приходит приказ от корпорации, его же сослуживцы, полицейские упоённо палят из автоматов по своему же коллеге Мёрфи. Кто-то кричит «Он полицейский», но крик тонет в грохоте выстрелов. Эти люди не стражи закона, они - собственность капиталистов. Вот что страшно!
И главная фраза в фильме – как раз фраза корпората, обращённая к роботу-полицейскому:
Вы - не полицейский, Вы - наш продукт. А мы не позволим продуктам восставать против нас самих!
Многие меня осудили когда я назвал мир Судьи Дредда фашистским миром. Ну как же, там Сталлоне, он же наш, он же хороший. Как его персонаж может быть фашистом? И фильм же отличный, да Вы что, какой-то такой фашизм?
Так вот послушайте определение Димитрова и попробуйте этой меркой померять мир Робокопа. Который тоже наш, хороший, за правду и справедливость. Милиционер Аниськин практически.
Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала. Фашизм - это власть финансового капитала. Это организация террористической расправы с рабочим классом, крестьянством, интеллигенцией.
Слышите, друзья? Власть капитала в предельной её форме! Когда государство подменяется корпорацией! Когда право на насилие получает не страж закона, чтобы преступления пресекать и делать жизнь людей лучше и безопаснее. Нет, право на насилие в таком мире в руках корпораций. Неважно назовёте Вы их частной полицией, ЧОПами или частными военными компаниями.
Как только государство продаст дубинку диктатуры закона в частные руки, дубинка эта займётся понятным делом. Примется молотить всех несогласных не ради справедливости и закона, а ради прибыли корпорации. Ничего личного, только деньги!
Обратите внимание, чем кончается картина про робокопа. Злой корпорат погиб, злые роботы уничтожены, добрый робокоп всех победил. И даже своё стёртое программами из памяти имя, кажется, вспомнил. Как он улыбается в последнем кадре – меня зовут Мёрфи!
Хэппи энд да и только. А теперь внимание – убийцу полицейских из тюрьмы отпустили, просто так, по звонку, потому что он служил корпорации. Которая полицией владеет. И пусть этот погиб, но тут же появится новая банда на службе очередных корпоратов. Полиция им не враг.
Наказан ли глава корпорации за ужас, который натворила корпорация и горы убитых ею? Да ничего подобного, старикашка директор удовлетворённо улыбается. В глазах уже светятся цифры больших заказов на таких вот робокопов для полиции и для армии.
И робокоп по прежнему его верный слуга, послушный продукт. Который не будет бастовать подобно его ещё живым коллегам полицейским. И четвёртая директива никуда не делась. Корпорация по-прежнему вне закона и может делать что хочет. Идеальная победа корпоратов!
И снова, в кино победил не добрый и храбрый полицейский Мёрфи. Победило фашистское государство, намертво сросшееся с корпорацией. И если мы это не осознаем в полной мере – ждёт нас не только частная медицина, частные тюрьмы и частный космос. Ждёт нас (на Западе, конечно) такая же победа фашизма. И не только в кино.