«Выбор профессии - это выбор судьбы»
В этой главе мы продолжим рассматривать сценарии навязанного выбора профессии. Это важно для осознания причин, по которым мы выбираем не подходящую нам сферу деятельности. Зная причины и последствия, мы можем оградить себя и других людей от совершения ошибок.
- Консультационный выбор (Выбор гуру)
- выбор профессии может быть навязан авторитетным гуру (профконсультант, психолог)
- “По результатам теста, вам подходит профессия переводчика”
- Сознательно или бессознательно консультант может навязывать своему клиенту выбор профессии
- На выбор профессии может влиять технология работы консультанта, его порядочность, ответственность, профессиональная честность
Здесь важно помнить о том, что выбор всегда остается за клиентом. Психологи, астрологи, профориентологи, коучи и другие помогающие практики не должны давать советов. Профессионал держит нейтральную позицию, идет за своим клиентом, помогая ему сделать самостоятельный выбор. Обращаться за помощью может быть очень полезно, ведь специалисты действительно могут помочь в самопознании. Важно грамотно воспользоваться полученной информацией. Свериться с собой. А как мне с этим? Я чувствую внутренний отклик или нет? Все ответы уже есть внутри нас и грамотный специалист лишь помогает их обнаружить!
2. Компенсаторный выбор (Скрыть дефекты)
- человек выбирает профессию, которая компенсирует “дефекты” развития его личности
- подобный выбор создает иллюзию изменений в характере, поведении и личности
- “Если я стану полицейским, все начнут меня бояться и уважать!”
- “Эта профессия сделает меня сильным, смелым и уверенным в себе”
- может привести к сильному эмоциональному выгоранию и превратить человека в невротика
- люди учатся скрывать свои чувства и производить впечатление, что они находятся на своем месте
- компенсаторное выполнение “не своей работы” очень энергозатратно и истощает нервную систему человека
3. Стадный выбор (За компанию)
- выбор профессии “за компанию”
- желание слиться с группой и “плыть по течению”
- “Куда все, туда и я”
- отсутствие своего мнения и выбора
- постоянная готовность подчиняться голосу большинства
- жизненное правило “жить как все”, “думать как все”
- почти полное отсутствие критичности
- человек не вникает в выбранную профессию, не собирает информацию о ней
- сформированная мотивация отсутствует
- “Мы всем классом будем поступать в юридический факультет”
- “Мы с девочками решили вместе идти учиться на бухгалтера”
После девятого класса, когда я пошла учиться в лицей на бухгалтера, мои школьные подруги пошли вместе со мной. Нас было пятеро!
В подобном случае, необходимо усиливать собственное “Я”, которое сможет принимать самостоятельные решения и справляться с конфликтными ситуациями. “Выбор за компанию” первое время может быть веселым, но наступит момент, когда каждый из друзей пойдет своим путем. Столкновение с последствиями бездумного, “слепого” выбора профессии неизбежно! И могут потребоваться годы жизни и немалые деньги, которые пойдут на поиски себя и переобучение. Не сделанный выбор рано или поздно придется сделать, если захочется быть собой и быть счастливым!
4. Социально-инфраструктурный выбор (Вынужденный выбор)
- выбор профессии основывается на социально-экономическом развитии региона и на “производственной необходимости”
- выбор профессии в реальных условиях может быть существенно ограничен
- “Куда нам еще идти?”
- “Нет другого выхода”
- “Другую работу нигде не найти”
В подобной ситуации реализовать творческий потенциал поможет хобби, увлечение, которое приносит удовольствие и уравновешивает неудовлетворенность профессией. Развитие в остальных сферах своей жизни: спорт, отношения, досуг, самосовершенствование, духовность.
5. Ситуативно-прагматический выбор (Выбор по расчету)
- выбор основан не на интересах, способностях, мотивации личности, а лишь на престижности профессии, ее популярности
- фундаментов выбора является личная выгода, сухой расчет, план построения карьеры
- здесь нет места эмоциям и чувствам
- выбор нелюбимого дела, а престижного
- жизненная ситуация, низкая заработная плата на любимой работе, тоже могут склонять к прагматическому выбору
- “Пойду сюда, здесь много платят”
- “В этом институте можно избежать армии”
Подобный выбор похож на брак по расчету, который к, сожалению, заканчивается печально.
6. Предметный выбор (Мой любимый предмет)
- выбор основан на интересе к какому-либо предмету (химия, биология, русский, английский и т.п.)
- внимание сконцентрировано на внешних аспектах профессии, на поступлении в ВУЗ
- выбор профессии подменяется выбором ВУЗа
- возможен выбор под влиянием личности учителя
- “У меня пятерка по-английскому, может быть мне стать переводчиком?”
- “Мне так нравится ходить на химию, выберу, пожалуй, химический факультет”
- “С такими хорошими оценками точно куда-нибудь возьмут”
В этой ситуации фокус внимания должен быть именно на профессии и ее реальном содержании. Помнить про то, что высокие баллы по предметам и поступление в ВУЗ это не самоцель. Цель выбрать реальную профессию под реального человека, учитывая истинные интересы и способности.
7. Инфантильный выбор (Как-нибудь без меня)
- отсутствие готовности и желания выбирать профессию
- отсутствие информации о будущей профессии
- одна из причин - личная незрелость: неуверенность в себе, дилемма выбора, желание переложить ответственность за выбор профессии на других людей (психолога, консультанта, родителей)
- поспешный выбор, который совершается из-за нерешительности, неуверенности, из желания избежать мучительного выбора
- страх и лень - возможен страх перед будущим, миром, неизвестностью, нежелание работать
- дефицит информации о профессиях, о своих способностях и интересах
- незрелые личности сами на консультации к специалистам не приходят
- “Не знаю подходит мне эта сфера или нет” (за этим "не знаю" читается “мне все равно”)
Выбор любимого дела - это действие зрелой личности. Это смелость быть свободными и нести ответственность за свой выбор!
Шаги:
- формирование Я-концепции
- повышение самооценки
8. Антисоциальный выбор “антипрофессия”
- выбор криминальной деятельности
- отсутствие социальной полезности
- с целью удовлетворения примитивных желаний
- жажда денег и власти
- “Сейчас все воруют и берут взятки”
- “Почему им можно, а мне нет”
- “Я тоже хочу быть богатым и ездить на мерседесе”
- “Честным трудом денег не заработать”
Разговоры о последствиях и опасностях преступной деятельности.
9. Свободный выбор профессии
- на жизнь человека оказывает влияние огромное количество факторов
- обозначив факторы и осознав их влияние на наш выбор, мы можем принять самостоятельное решение по основным моментам нашего самоопределения и самореализации
- для осуществления самостоятельного выбора, важно расширение и углубление взглядов на свою природу и свое окружение
Факторы влияния на выбор профессии:
- задатки, интересы, склонности, способности
- психологические качества
- место жительства
- морально-нравственные ценности
- информационные факторы
- родительские связи и установки
- уровень притязаний
- рекомендации
- гендерные особенности
- возраст, образование, кругозор
- религиозные взгляды
- судимость
- состояние здоровья
- национальность
- внешние данные
- семейный доход, социальный статус
- воспитание