Есть мнение, что турецкие супермаркеты для местных лучше отечественных: продукты хорошего качества, не хамят, мусульмане не будут обманывать друг друга с ценами.
В реальности же держать ухо востро нужно везде.
Обманутся легко и в турецком супермаркете. Одни приёмы нам хорошо известны, другие - дикость даже для нас. Есть поводы и для совсем "экзотических" для нас претензий. Все фотографии для статьи свежие, им не больше двух месяцев, взяла я их из турецких социальных сетей
1. Мухлёж со скидками
Очень знакомый нам развод покупателей. Раз есть жёлтый ценник и перечёркнутая цена, значит, нужно брать.
Но порой удивляешься величине скидки. Переводить в российские рубли, кстати, сейчас очень удобно - умножайте на 10
Другой вариант - за распродажу выдается товар по обычной цене. На желтом ценнике перечёркивается заведомо завышенная якобы первоначальная стоимость товара
Как и везде, турецких потребителей жутко раздражают сразу две цены на один и тот же товар:
2. Шринкфляция
В Турции сейчас очень непростая ситуация - с грохотом летящей под откос экономикой и обесцениванием лиры. Задирать цены бесконечно не могут, поэтому прибегают к популярной практике - продавать меньше продукта по той же цене (шринкфляция):
3. Подсовывание импорта
А вот тут начались важные отличия. Турки негативно относятся к импортным продуктам, если аналог производится в стране. Существует даже специальная маркировка отечественных товаров (на фото ниже на неё показывает красная стрелочка):
Особый негатив вызывают заурядные импортированные овощи. В соцсетях люди негодуют: да мы же сами это всё выращиваем, зачем вы везёте к нам непонятно что в погоне за прибылью:
4. Ненадлежащие условия хранения
Сырое мясо на кассе и сыр вне холодильника, конечно, ничем оправданы быть не могут
Хлеб тоже очень часто хранится открытым, я сама много раз видела. Так исторически сложилось, но в условиях пандемии, конечно недопустимо
Но есть и пандемийные перегибы. Например, каждому томату - своя упаковка. Тут уже по поводу избыточности пластика взвыли эко-активисты:
То ли следствие ненадлежащего хранения, то ли продажа после истечения сроки годности, то ли просто сомнительное качество, но на дне упаковок с напитками турки иногда находят омерзительное нечто:
5. Непонятные наклейки
Линейка органических масел (в Турции, кстати, этот термин точно так же размыт и ничего не значит), на которых наклейка о чем-то связанным с вирусом. Первое, что приходит на ум - масло имеет какие-то суперспособности в борьбе с ковидом.
Активисты сделали запрос производителю, оказалось, что такая наклейка говорит о том, что на производстве прошли аудит по соблюдению мер профилактики распространения вируса среди сотрудников.
Едва ли эта информация стоит отдельного выноса на упаковку.
6. Продажа вредных продуктов
Продукты с пальмовым маслом и глюкозным сиропом в Турции не запрещены. Но настроены к ним негативно, активисты требуют ввести специальную маркировку о потенциальном вреде здоровью.
Пока же вредняшки запрещено продавать со стимулирующими покупку дополнениями. Вот кружка в подарок к не самому полезному завтраку от Нестле вызвала возмущение активистов:
На упаковке эрзац-продуктов не должно быть намёков на натуральность и экологичность Вот эти жевательные конфеты очень раскритиковали. Слева - конфеты со вкусом лесного ореха и мёда, но в составе их следов не обнаружено. Справа - конфеты со вкусом баклавы...за вкус отвечаю пальмовое масло и ароматизаторы.