«Дошкольное образование – первая ступенька системы образования, поэтому о неё принято вытирать ноги», - был такой «чёрный юмор» в среде работников ДО лет 30 назад. Но многое ли изменилось с тех пор?
Разве это меткое (хотя и циничное) выражение не актуально и сегодня? Разве можно оставаться равнодушными к судьбе дошкольного образования, прочно застрявшего в болоте непрофессионализма и бездействия?
Все последние не только годы, а десятилетия, о дошкольном образовании постоянно говорится как о необязательном, его статус остаётся чрезвычайно низким, политики редко касаются проблем дошкольного образования.
И если даже где-то разговор поднимается об образовании дошкольников, его рассматривают не более, чем этап подготовки к школе, как "мини-школу". Сами управленцы системы образования прикладывают к этому руку.
Уже слышу контрвопросы: почему только дошкольное образование нуждается в защите, а школьное – разве нет? Чем дошкольное образование ценнее общего или высшего? Почему нужно защищать дошкольное образование, а не право детей на дошкольное образование? Каким образом можно защитить дошкольное образование, будет ли толк? И другие.
Сразу оговорюсь, что сама я из категории людей, изначально игнорировавших дошкольное образование, считавших пользу от него совершенно ничтожной.
►►► Об этом в статье:
"Не нужен ни детский сад, ни начальная школа, обучение можно начинать с пятого класса",- думала я, пока не поступила в педвуз
То есть, взгляды мои кардинально изменились, и мысли о необходимости защиты дошкольного образования сегодня более, чем осознанны и обоснованы.
Но вернёмся к выше перечисленным вопросам.
1. Почему нужно защищать дошкольное образование, а не право детей на дошкольное образование?
Потому что право на дошкольное образование уже имеет у нас немало сильнейших защитников.
Оно защищено Конституцией РФ (Статья 43, п. 2):
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях) Или
Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) сообщает:
«…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…».
Имеется также Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.
И, конечно, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» можно найти соответствующие статьи.
2. Чем дошкольное образование "ценнее" общего или высшего?
Разумеется, образование на каждом возрастном этапе жизни человека по-своему ценно и необходимо, но дошкольное образование – это фундамент всей системы образования, и если его изначально неправильно заложить - всё здание образования будет обречено с завидной регулярностью трещать по швам.
►►► Статья в тему:
Отцы-основатели детских садов создавали их совсем не для детей. А для кого же тогда?
В чём ценность и особая значимость дошкольного образования в становлении личности человека?
Специалисты всего мира подтверждают, что дошкольное детство от 0 до 7 лет – возраст наиболее стремительного развития ребёнка, формирования всех его физических и психических качеств.
Несмотря на то, что головной мозг человека, по мнению учёных, завершает своё созревание к 20-25 годам, решающее его развитие происходит в раннем и дошкольном детстве – до 6-7лет.
А в первые три года жизни в нём формируются почти все основные нейронные связи. Мозг трёхлетнего ребёнка составляет 85 % от мозга взрослого человека.
Многие из способностей, которые даны каждому из нас в «свёрнутом» виде, в виде задатков, могут так и не раскрыться, если не создать соответствующие условия для их развития уже с раннего возраста. Согласитесь, начинать заниматься балетом в 40 лет немного поздновато…
Потери, допущенные в период дошкольного детства, невосполнимы на последующих возрастных этапах – именно поэтому пора уже всему обществу и государству обратить внимание на образование с самого рождения (и даже на более раннее – на пренатальное образование).
►►► Статья в тему:
"Вы опоздали на девять месяцев!" - сказал мудрец молодому отцу. Пренатальное воспитание или эмбриональная педагогика
3. Как в России проблема доступности дошкольного образования решилась без участия чиновников?
В качестве информации к размышлению предлагаю посмотреть на таблицу и график рождаемости в России, и подумать – решают ли в нашей стране проблему доступности дошкольного образования (обеспечения детскими садами дошкольников) чиновники, или она решается сама (за счёт резкого снижения рождаемости)?
Чиновники очень гордятся, что смогли на сегодня решить проблему доступности дошкольного образования, а в действительности, само снижение рождаемости "помогло" высвободить места в имеющихся детских садах для новых воспитанников.
4. Проблемы дошкольного образования решают сами родители
Пассивность со стороны государственных органов образования и педагогической науки привели к необходимости решения проблем дошкольного образования самими родителями (это нормально – думать об образовании своих детей!).
Но в родительской среде, из-за недостатка знаний, и из-за отсутствия профессионализма, эти благие порывы вылились в извращенной форме создания групп кратковременного пребывания детей, центров для раннего развития детей, а также – в переход на семейную форму образования.
На 99 % все эти формы – это фальсификация дошкольного образования, либо откровенное выкачивание денег с родителей, и вреда для детского здоровья в них больше, чем получения полноценного образования. В них процветают недопустимые перегрузки детей, несвойственные детскому возрасту виды деятельности. В них не может быть реализовано полноценное дошкольное образование, а реализуются лишь фрагменты дошкольной образовательной программы.
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Свой вклад в эти процессы профанации дошкольного образования вносит ещё и мода на разнообразные методики раннего развития, в результате чего, например, в Центрах Монтессори, вместе с полезными крупицами педагогического опыта великой М.Монтессори, педагоги воплощают также и её основные ошибки: отсутствие игры, неприятие сказки и невозможность свободного взаимодействия детей.
►►► Об этом статья:
Система Монтессори. Как стремление родителей к раннему развитию своих детей может привести к обратным результатам?
5. В системе образования не решена проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием.
Сколько бы не говорилось и не писалось серьёзных статей на тему отсутствия преемственности между дошкольным и школьным образованием, везде скромно указывается, что проблема пока не решена, но попытки делаются.
Но что должен делать родитель, если в школу принимают только читающих и считающих детей? Вот он и ведёт своё чадо после детского сада на занятия по обучению чтению.
И к чему тогда все наши разговоры о недопустимости перегрузки детей дошкольного возраста?...
Не буду дальше развивать эту тему, поскольку она требует отдельной статьи.
Вновь повторюсь, что за последние несколько десятилетий не решена ( на моей памяти) ни одна проблема дошкольного образования. Значит, опять оно никому не нужно, все махнули на него рукой, нашлись более важные приоритеты...
А каково Ваше мнение о дошкольном образовании. Может быть, я слишком сгущаю краски?
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут заинтересовать Вас: