Найти тему

Дошкольное образование нуждается в защите в первую очередь, не правда ли?

Оглавление

«Дошкольное образование – первая ступенька системы образования, поэтому о неё принято вытирать ноги», - был такой «чёрный юмор» в среде работников ДО лет 30 назад. Но многое ли изменилось с тех пор?

Разве это меткое (хотя и циничное) выражение не актуально и сегодня? Разве можно оставаться равнодушными к судьбе дошкольного образования, прочно застрявшего в болоте непрофессионализма и бездействия?

Все последние не только годы, а десятилетия, о дошкольном образовании постоянно говорится как о необязательном, его статус остаётся чрезвычайно низким, политики редко касаются проблем дошкольного образования.

И если даже где-то разговор поднимается об образовании дошкольников, его рассматривают не более, чем этап подготовки к школе, как "мини-школу". Сами управленцы системы образования прикладывают к этому руку.

Уже слышу контрвопросы: почему только дошкольное образование нуждается в защите, а школьное – разве нет? Чем дошкольное образование ценнее общего или высшего? Почему нужно защищать дошкольное образование, а не право детей на дошкольное образование? Каким образом можно защитить дошкольное образование, будет ли толк? И другие.

Сразу оговорюсь, что сама я из категории людей, изначально игнорировавших дошкольное образование, считавших пользу от него совершенно ничтожной.

►►► Об этом в статье:

"Не нужен ни детский сад, ни начальная школа, обучение можно начинать с пятого класса",- думала я, пока не поступила в педвуз

То есть, взгляды мои кардинально изменились, и мысли о необходимости защиты дошкольного образования сегодня более, чем осознанны и обоснованы.

Но вернёмся к выше перечисленным вопросам.

1. Почему нужно защищать дошкольное образование, а не право детей на дошкольное образование?

Потому что право на дошкольное образование уже имеет у нас немало сильнейших защитников.

Оно защищено Конституцией РФ (Статья 43, п. 2):

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях) Или

Федеральный закон РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (п. 13 ст. 16) сообщает:

«…к вопросам местного значения относятся … организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования…».

Имеется также Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", в котором поставлена задача достижения к 2016 г. стопроцентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от трех до семи лет.

И, конечно, в
Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» можно найти соответствующие статьи.

В детском саду
В детском саду

2. Чем дошкольное образование "ценнее" общего или высшего?

Разумеется, образование на каждом возрастном этапе жизни человека по-своему ценно и необходимо, но дошкольное образование – это фундамент всей системы образования, и если его изначально неправильно заложить - всё здание образования будет обречено с завидной регулярностью трещать по швам.

►►► Статья в тему:

Отцы-основатели детских садов создавали их совсем не для детей. А для кого же тогда?

В чём ценность и особая значимость дошкольного образования в становлении личности человека?

Специалисты всего мира подтверждают, что дошкольное детство от 0 до 7 лет – возраст наиболее стремительного развития ребёнка, формирования всех его физических и психических качеств.

Несмотря на то, что головной мозг человека, по мнению учёных, завершает своё созревание к 20-25 годам, решающее его развитие происходит в раннем и дошкольном детстве – до 6-7лет.

А в первые три года жизни в нём формируются почти все основные нейронные связи. Мозг трёхлетнего ребёнка составляет 85 % от мозга взрослого человека.

Многие из способностей, которые даны каждому из нас в «свёрнутом» виде, в виде задатков, могут так и не раскрыться, если не создать соответствующие условия для их развития уже с раннего возраста. Согласитесь, начинать заниматься балетом в 40 лет немного поздновато…

Потери, допущенные в период дошкольного детства, невосполнимы на последующих возрастных этапах – именно поэтому пора уже всему обществу и государству обратить внимание на образование с самого рождения (и даже на более раннее – на пренатальное образование).

►►► Статья в тему:

"Вы опоздали на девять месяцев!" - сказал мудрец молодому отцу. Пренатальное воспитание или эмбриональная педагогика

Дети счастливы там, где образование организовано правильно
Дети счастливы там, где образование организовано правильно

3. Как в России проблема доступности дошкольного образования решилась без участия чиновников?

В качестве информации к размышлению предлагаю посмотреть на таблицу и график рождаемости в России, и подумать – решают ли в нашей стране проблему доступности дошкольного образования (обеспечения детскими садами дошкольников) чиновники, или она решается сама (за счёт резкого снижения рождаемости)?

-4
Таблицы рождаемости в России
Таблицы рождаемости в России

Чиновники очень гордятся, что смогли на сегодня решить проблему доступности дошкольного образования, а в действительности, само снижение рождаемости "помогло" высвободить места в имеющихся детских садах для новых воспитанников.

График рождаемости в России (выполнен по выше размещенным таблицам)
График рождаемости в России (выполнен по выше размещенным таблицам)

4. Проблемы дошкольного образования решают сами родители

Пассивность со стороны государственных органов образования и педагогической науки привели к необходимости решения проблем дошкольного образования самими родителями (это нормально – думать об образовании своих детей!).

Но в родительской среде, из-за недостатка знаний, и из-за отсутствия профессионализма, эти благие порывы вылились в извращенной форме создания групп кратковременного пребывания детей, центров для раннего развития детей, а также – в переход на семейную форму образования.

На 99 % все эти формы – это фальсификация дошкольного образования, либо откровенное выкачивание денег с родителей, и вреда для детского здоровья в них больше, чем получения полноценного образования. В них процветают недопустимые перегрузки детей, несвойственные детскому возрасту виды деятельности. В них не может быть реализовано полноценное дошкольное образование, а реализуются лишь фрагменты дошкольной образовательной программы.

♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!»

Свой вклад в эти процессы профанации дошкольного образования вносит ещё и мода на разнообразные методики раннего развития, в результате чего, например, в Центрах Монтессори, вместе с полезными крупицами педагогического опыта великой М.Монтессори, педагоги воплощают также и её основные ошибки: отсутствие игры, неприятие сказки и невозможность свободного взаимодействия детей.

►►► Об этом статья:

Система Монтессори. Как стремление родителей к раннему развитию своих детей может привести к обратным результатам?

5. В системе образования не решена проблема преемственности между дошкольным и школьным образованием.

Сколько бы не говорилось и не писалось серьёзных статей на тему отсутствия преемственности между дошкольным и школьным образованием, везде скромно указывается, что проблема пока не решена, но попытки делаются.

Но что должен делать родитель, если в школу принимают только читающих и считающих детей? Вот он и ведёт своё чадо после детского сада на занятия по обучению чтению.

И к чему тогда все наши разговоры о недопустимости перегрузки детей дошкольного возраста?...

Не буду дальше развивать эту тему, поскольку она требует отдельной статьи.

Вновь повторюсь, что за последние несколько десятилетий не решена ( на моей памяти) ни одна проблема дошкольного образования. Значит, опять оно никому не нужно, все махнули на него рукой, нашлись более важные приоритеты...

А каково Ваше мнение о дошкольном образовании. Может быть, я слишком сгущаю краски?

Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!

►►► Эти статьи могут заинтересовать Вас:

Не каждому известно – на что тратят воспитатели детских садов львиную долю своего рабочего и личного времени.

«Мы не имеем права трогать, гладить и ласкать детей» - я в шоке от этих слов воспитателя! Что-то не так с детскими садами

Чтобы «Тихий час» не стал проблемой. Как быстро и легко помочь детям уснуть? В помощь воспитателю

"Отвратительная еда в саду. Отвратительное качество... желудок думала отвалится …» Неужели всё так плохо в детских садах?

Мы водим ребёнка в детский сад не ради образования, а ради социализации

«Роддом – Детдом – Школа-интернат – Производство» - таким должен был быть жизненный путь советского человека по мысли Н. Хрущева

Мама записала ребёнка на все дополнительные занятия в детском саду. О его здоровье она, видимо, совсем не подумала

Они утверждают, что нашли "главное зло" детского сада. Не там искали

Почему, только оказавшись за границей с детьми, наши соотечественники начинают ценить российское дошкольное образование?