«Беда, коль пироги начнёт печи сапожник…» - истина, известная всем, и периодически подтверждаемая жизнью.
Особенно опасно, если «сапожник» является первым лицом государства, и возразить ему не могут уже и сами «пирожники»./Кстати, в молодости Н.Хрущев некоторое время был учеником сапожника )))./
Социально-педагогический проект Н.С.Хрущева
Н.С.Хрущов (1894 – 1971), бывший главой СССР с 1953 по 1964 годы, замыслил в те годы глобальный социально-педагогический проект.
Никита Сергеевич опирался на эксперимент по «созданию новой породы людей» Екатерины II, о котором я написала здесь:
«Новая порода кур – шестьдесят набитых дур», - это сказано о выпускницах знаменитого Смольного института благородных девиц
Он запланировал и в СССР осуществить подобный проект.
Н.С.Хрущев решил, что советских детей нужно спасать от «неправильного, обывательского» влияния на них собственных родителей, для чего всех школьников лучше забирать из семьи и воспитывать в школах-интернатах, организованных как идеальное образовательное учреждение.
Если во времена Екатерины разговор шел о "новой породе людей", то Первый секретарь ЦК КПСС думал о “строителях нового общества”, о строителях коммунизма.
На ХХ съезде КПСС Хрущев выступил со своим предложением:
«Мы должны приступить к строительству разветвленной сети закрытых школ или школ-интернатов (над названием надо подумать), расположить их в пригородах, в живописных дачных местах, в здоровых лесных массивах. Здесь должны быть светлые просторные классы, хорошие спальни, благоустроенные столовые, заботливо оборудованные центры для всякого рода внеклассных занятий, создающие все условия для всестороннего физического и духовного развития молодого гражданина советской страны. Приниматься в такие школы-интернаты дети должны исключительно по желанию родителей. Дети поступают в эти школы-интернаты на постоянное пребывание, а родители встречаются с ними в праздничное, каникулярное или внеучебное время. В такие школы должны быть подобраны воспитатели, отвечающие высокому призванию быть инженерами душ подрастающего поколения. <…> Трудно переоценить огромное значение данной системы воспитания. В такого рода действительно социалистических очагах мы можем готовить физически крепких, всесторонне развитых и хорошо образованных сынов и дочерей своего народа, строителей новой жизни. На это дело не нужно жалеть средств и усилий, ибо они окупятся сторицей»
Высокопоставленные чиновники от образования всегда поддерживают мнение Главы государства
Что интересно, Министр просвещения того времени, его заместитель, видные представители из Академии наук, многочисленные чиновники, средства массовой информации, все тут же поддержали идею Главы государства.
Министр просвещения тех лет подчёркивал, что создание школ-интернатов:
« ... поможет родителям, которые лишены возможности обеспечить правильное воспитание детей, осуществить его с помощью опытных педагогов в специальных государственных учебновоспитательных учреждениях. Организация таких школ-интернатов является первоочередной задачей Министерства просвещениям»
За полгода до принятия решения о создании школ-интернатов была проведена Коллегия Министерства просвещения РСФСР, на которой обсуждался проект Положения о школах-интернатах, разработанный сотрудниками Минпроса и специалистами Академии педнаук.
По мысли Хрущева во временном Положение о школах-интернатах, рассматривалось:
"создание единого комплекса из яслей, детского сада и школы-интерната".
Школы-интернаты высокопоставленные чиновники назвали тогда "институтами коммунизма".
Создание в СССР сети школ-интернатов
В 1956 году после постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР, в стране в ускоренном порядке стали возводиться школы-интернаты; кое-где к обычным зданиям школ пристраивали общежития; быстрыми темпами шла подготовка педагогических кадров для такой глобальной работы.
Надо сказать, что в стране уже существовала довольно разветвлённая сеть детских домов для детей-сирот, но школы-интернаты отличались тем, что в них направлялись дети, имевшие семьи. С родителей взималась небольшая символическая плата за содержание ребёнка в учебном заведении. Преимущество, при приёме детей в школу-интернат, отдавалось многодетным семьям, детям матерей-одиночек, детям из неблагополучных семей.
По замыслу Н.С.Хрущева, в школах-интернатах обучение совмещалось с производительным трудом, что было требованием времени в те годы, когда СССР наращивал темпы производства, и стране требовались рабочие руки.
Кстати, инициатива, идущая сверху, была поддержана в народе, потому что многие семьи тогда жили в очень неблагополучных условиях, и некоторые дети впервые наелись, только попав в школу-интернат.
Через три года, в 1959 году, подводя предварительные итоги эксперимента, Хрущев заявил:
“Сейчас взят курс на строительство школ-интернатов с тем, чтобы в будущем всех детей школьного возраста была возможность воспитывать в этих школах на полном государственном обеспечении”.
Почему социальный проект не был завершен?
Что же помешало его окончательному осуществлению проекта Н.С.Хрущева?
Во-первых, Н.С.Хрущев был смещен с должности, и сразу в середине 60-х годов эксперимент стал сворачиваться, хотя, уже созданные к тому времени школы-интернаты, чисто по инерции продолжали работать.
Во-вторых, у страны не хватило средств для создания школ-интернатов для всех детей Советского Союза. Материальная база страны была слаба для обеспечения глобальной идеи Главы государства.
Отрицательное значение проекта по созданию школ-интернатов
В чём же отрицательное значение школ-интернатов?
Дети были лишены как семейной, так и общественной социализации, и, поэтому, как и остальные детдомовцы, были плохо подготовлены к жизни.
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Но это отрицательно сказалось и на семьях, поскольку семьи, у которых государство забирало детей, также теряли такое важное качество как ответственность за воспитание собственных детей. Ничего удивительного, когда сегодня мы встречаемся с отсутствием ответственности за детей у молодых родителей.
Что интересно: наши чиновники и политики не прислушивались (и не прислушиваются) к учениям выдающихся педагогов прошлых веков, зато готовы были повторять ошибки чиновников.
►►► Об этом статья:
Отцы-основатели детских садов создавали их совсем не для детей. А для кого же тогда?
Великие просветители прошлого говорили о необходимости воспитания ребёнка в семье, а не в общественном институте, о необходимости просвещения матерей. Эти важнейшие положения почему-то проходят мимо внимания политиков даже сегодня/исключение было, и о нём поговорим обязательно/.
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут быть также интересны для вас: