То, что действующие сегодня Центры и детские сады, работающие по методу Монтессори – это системы по выкачиванию денег из родителей – это понятно. Есть лишние деньги – почему бы их не отдать за образовательные услуги?
Но дети-то при чём? О них родители подумали?
Почему тщеславные родители под лозунгами о «раннем развитии» ставят своих детей на путь задержки развития, если не деградации? (Деградация - движение назад, противоположное развитию).
О Марии Монтессори - враче и великом педагоге, авторе уникальной педагогической системы
Мария Монтессори – великий итальянский педагог прошлого века, можно ли выносить слишком резкие суждения о её методике?
Думаю, что не просто можно, а даже нужно, пока не наступит полная ясность по всем вопросам о созданной ею системе.
Уже три десятилетия я являюсь свидетелем полной неразберихи в головах родителей, озабоченных развитием собственных чад, но плохо ориентирующихся в вопросах детского развития.
Сегодня ещё и Интернет помогает прочувствовать эту проблему со всей полнотой. На родительских сайтах и форумах можно прочитать совершенно надуманные факты о Марии Монтессори и её системе:
«…если бы Вы обратились к первоисточнику, то знали бы, что ММ никогда не занималась с умственноотсталыми детками. она занималась с обычными детками из очень бедных рабочих кварталов!!! сейчас таких детей полно и в России..."
В чём правда подобных утверждений?
Мария Монтессори была врачом по образованию и начала работать с умственно отсталыми детьми в клинике для душевнобольных.
Об учителях и воспитанниках Марии Монтессори
Кстати, сегодня часто пишут, что до Монтессори с душевнобольными детьми никто не занимался.
Это не так, потому что Э.Сеген – французский врач и педагог, труды которого изучала Монтессори, как раз занимался обучением детей-олигофренов в созданной им школе.
Однако, Сеген выдвинул ошибочную гипотезу, что любого олигофрена можно обучить, если найти нужный подход. Он не предполагал, что возможно поражение мозга, не позволяющее ребёнку успешно обучаться, и впоследствии сам признался в провале собственной затеи.
Почему же у Марии Монтессори всё получилось?
Большинство своих обучающих пособий Мотессори разработала на основе материалов Э.Сегена.
А современные производители детских товаров поставили на поток более привлекательные развивающие игры и игрушки, в основе которых можно разглядеть тот же обучающий материал Сегена-Монтессори.
Вторым своим учителем М.Монтессори считает доктора Г.Итара («отца коррекционной педагогики»). Это он первым описал наблюдения над пойманным мальчиком-дикарём Виктором из Аверона.
►►► У меня на канале есть об этом интересная статья:
Несколько реальных, подробно исследованных наукой, историй о воспитанных животными детях-маугли
Причины успеха Марии Монтессори.
Почему использование обучающих пособий М.Монтессори привело к таким замечательным результатам?
Потому что данные пособия предназначены для сенсорного развития (развития органов чувств) детей, являющегося фундаментом интеллектуального развития. То есть, для любого ребёнка (и отстающего, и нормального) полезно использование обучающих материалов.
Мария Монтессори создала свои материалы с учётом закономерностей развития ребёнка. В этом и состоит её успех.
И надо отдать должное упорству великого педагога (по образованию - врача), которая изучила (как сама писала) всю доступную научную литературу и практические материалы, накопленные педагогикой за 200 лет её существования.
Первые её подопечные дети из психбольницы, или как их называли - "отребье", "отбросы общества" - не все были олигофренами. Умственная отсталость многих, наверняка, была следствием педагогической запущенности, ведь это просто подобранные с улиц беспризорники. Они были обучаемы, имели сохранный интеллект. Поэтому эффект обучения был налицо.
Если бы все дети были олигофренами (большинство из которых необучаемы), положительных результатов могло и не получиться, как у Э.Сегена.
А вот с «нормальными» детьми сама Монтессори лично уже не работала. После того, как она получила признание своей методики для развития умственно отсталых детей, она начала готовить педагогов для работы по своей методике.
Ей позволили открывать в бедных районах некоторых итальянских городов Дома ребёнка. В этих учреждениях подготовленные педагоги обучали детей, используя её систему.
Думаю, что нет ничего удивительного, что результаты могли вновь оказаться впечатляющими. Разработанные великим педагогом пособия содержали возможность автодидактики (самообучения). А многие дети из бедных рабочих кварталов явно были опять же педагогически запущенными. Такое ненавязчивое, свободное обучение пошло этим сорванцам на пользу. Они раскрыли свои способности в Домах ребёнка.
А ещё Мария Монтессори была довольно пробивным и харизматичным человеком. Проиллюстрирую это следующим интересным фактом.
Педагогическое шоу "За стеклом" от Марии Монтессори
Быть может, некоторые читатели помнят первое скандальное телевизионное реалити-шоу "За стеклом", 2001 года, (предварившее последующие шоу "Дом" и "Дом-2"), которое вызвало в обществе страшный ажиотаж.
А ведь подобное "шоу" (тоже "за стеклом") Мария Монтессори показала заинтересованным американцам в 1915 году на Панамо‑Тихоокеанская международной выставке в Сан-Франциско.
♥ Если слова «КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ» для вас не пустой звук – подписывайтесь на мой канал «За семью, детство, образование!» ♥
Для неё изготовили специальное помещение со стеклянными стенами, внутри которого размещался целый класс из 30 детей.
М.Монтессори проводила "за стеклом" занятия с детьми по своей методике под любопытными взглядами заинтересованной публики.
Это мероприятие, пропагандирующее возможности педагогической системы, проходило несколько дней с большим успехом.
/продолжение следует/
Если статья нашла отклик в Вашей душе, поставьте, пожалуйста, ЛАЙК! Посмотрим: сколько здесь нас - единомышленников!
Обязательно пишите КОММЕНТАРИИ! Они – лучшее средство развеять случайные сомнения.
Всем мира, добра, любви и семейного счастья!
►►► Эти статьи могут заинтересовать вас: