Если бюджетный запрос президента США Джо Байдена на 2022-й финансовый год наберет обороты, он увеличит верхний уровень бюджета ВМФ, но сократит финансирование судостроительной службы, что откроет путь для Китая стать доминирующим военно-морским флотом во всем мире.
Согласно документам, опубликованным 28 мая, министерство Военно-морского флота, в которое помимо самого флота входят и корпус Морской пехоты, получит верхнюю линию ассигнований в размере 211,7 млрд. долларов, что на 1,8% больше утвержденного бюджета на 2021-й финансовый год в размере 207,1 млрд. долларов, сообщает издание National Defense. Ассигнования на судостроение для ВМФ сократятся на 700 млн. долларов, если финансовый план на 2022-й год составит только 22,6 млрд. долларов.
Запрос сохраняет общее число военных кораблей службы на уровне 296 единиц. В бюджете заложены средства на строительство и закупку всего восьми кораблей: двух многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния», одного эсминеца типа Arleigh Burke, одного фрегата с управляемыми ракетами, одного нефтеналивного судна для заправки кораблей в море, одного судна наблюдения за океаном и двух буксирно-аварийно-спасательных кораблей. Последний план Пентагона по судостроению, опубликованный в последние недели правления администрации Трампа, предусматривал увеличение флота до 316 судов к 2026-му году, до 355 к началу 2030-х годов и 400 к началу 2040-х годов.
Заместитель помощника министра флота по бюджету контр-адмирал Джон Гамблтон сказал, что если служба продолжит тенденцию закупки восьми кораблей в год, она не достигнет своей цели в 355 кораблей к началу 2030-х годов. Закупка ВМФ «восьми кораблей в год не дойдет до 355», как сказал он на брифинге с журналистами. «При прочих равных, если у вас есть 300 кораблей военно-морского флота и 30 лет жизни, вы должны рекапитализировать их по 10 единиц в год, и поэтому восемь не смогут этого сделать, а это говорит о том, что мы согласны с прошлогодним запросом восьми кораблей, и в этом году мы снова запрашиваем восемь», – сказал контр-адмирал.
Между тем, по оценкам Управления военно-морской разведки США, военно-морской флот Народно-освободительной армии Китая имеет от 313 до 342 боевых кораблей, сообщает National Interest. Но, по словам Эндрю Эриксона, профессора военно-морского колледжа США, на PLAN приходится лишь небольшая часть морской мощи Китая. «Вооруженные силы Китая состоят из трех основных организаций, каждая из которых имеет свой морской компонент. Китай обладает крупнейшими в мире морскими силами по количеству кораблей», – пишет Эриксон на Индо-Тихоокеанском форуме обороны, – «морские организации Пекина включают в себя китайскую береговую охрану и морское ополчение Народных вооруженных сил (PAFMM)». По словам Эриксона, береговая охрана и морская милиция помогают Коммунистической партии Китая добиваться ее внешнеполитических целей. «Не стремясь к войне, но полный решимости принудительно изменить статус-кво, Пекин использует огромные вторые и третьи морские силы в так называемых морских операциях серой зоны для продвижения своих спорных претензий на суверенитет в ближних морях (Желтое, Восточное и Южно-Китайское моря)».
Эриксон сообщил, что береговая охрана и милиция выросли вместе с PLANом. «Вторая морская сила Китая, береговая охрана, является самой крупной в мире с большим количеством корпусов, чем у всех его соседей по региону вместе взятых: 225 судов водоизмещением более 500 тонн каждое, способных работать в открытом море, и еще 1050 с лишним судов в более близких водах, в общей сложности из 1275 кораблей».
Новые корабли береговой охраны намного сложнее судов, которые они заменяют. «Что касается качественного улучшения, Китай теперь заменил свои старые, менее боеспособные на большие патрульные корабли», – написал Эриксон, – «Пекин применяет уроки, извлеченные из тщательного изучения «золотого стандарта» береговой охраны США и Японии, а также растущий опыт CCG, работающего вдали от берега в течение более длительных периодов времени. В результате новые характеристики корабля включают: вертолеты, катера-перехватчики, палубные орудия, водометы большой мощности и улучшенную мореходность».
В совокупности PLAN, береговая охрана и ополчение имеют около 650 крупных судов с военным потенциалом. В дополнение к этому флоту, который, кстати, в основном ориентирован в первую очередь на оспариваемые морские акватории и их непосредственные подходы, недалеко от материкового Китая, прикрытия ракет и линий снабжения, китайское военное кораблестроение развивается с «головокружительной» скоростью.
Китай спустил на воду восемь больших эсминцев Type 055 по состоянию на конец 2020-го года после того, как первый корабль был спущен на воду 28 июня 2017-го года, сообщает eastday.com. Остальные шесть кораблей Type 055 дооснащаются или проходят ходовые испытания. Ожидается, что они будут введены в эксплуатацию примерно через один-два года, в зависимости от схемы строительства военных кораблей, говорят аналитики.
Type 055 – это управляемый ракетный эсминец с водоизмещением более 12000 тонн, длиной около 180 метров, шириной 22 метра и огромным количеством ракетных ячеек вертикального пуска 112-128, способных запускать комбинацию зенитно-ракетных комплексов и противовоздушной обороны. –корабельные ракеты, ракеты наземного нападения и противолодочные ракеты. Для сравнения, в классе Arleigh Burke ВМС США всего 96 ракетных ячеек. И подобно ячейкам VLS, которыми оснащены корабли ВМС США, ячейки Type 055 могут быть использованы в будущем для размещения более совершенных гиперзвуковых ракет.
Безусловно, одни только цифры не дают полной картины, а количество не является прямой заменой качества, говорят аналитики. Однако Type 055 выглядят качественно иначе: большие, хорошо вооруженные и с некоторыми функциями снижения радиолокационных помех.
Администрация Байдена предлагает министерству обороны в 2022-м году выделить в общей сложности 715 млрд. долларов. Это на 11,3 млрд. долларов, или 1,6%, больше, чем было предписано на 2021-й год. По заявлению администрации, это повышение «немного» меньше ожидаемого уровня инфляции. Инвестиционный план появился в связи с тем, что военные США настороженно смотрят на Китай и его военные достижения, а министерство обороны предпринимает шаги по приобретению систем вооружений нового поколения.
Согласно положениям бюджетного предложения Пентагона, «Китай представляет собой величайшую долгосрочную проблему для Соединенных Штатов». Соответственно, Министерство обороны будет уделять приоритетное внимание Китаю и его военной модернизации в качестве основной задачи. С этой целью Пентагон «инвестирует в передовые технологии, которые предоставят войскам новые боевые преимущества. В их число входят, среди прочего, искусственный интеллект, гиперзвук, кибернетические и квантовые вычисления».
Департамент планирует потратить более 66 млрд. долларов на усилия, связанные с Индо-Тихоокеанским регионом, в том числе на Тихоокеанскую инициативу сдерживания, также известную как PDI. Это включает в себя целевые инвестиции в размере 5,1 млрд. долларов, направленные на развитие и обеспечение возможностей для поддержки «совместных боевых действий», включая системы высокоточного удара и противодействия, такие как современные боеприпасы.
DAVE MAKICHUK
Sources: National Defense, National Interest, Global Times, eastday.com, Indo-Pacific Defense Forum