Найти в Дзене
История войн и оружия

Начало работ по постройке оборонительных сооружений в 1943 на южном фасе Курской дуги

Когда закончились активные боевые действия на Воронежском фронте с 27 марта по 3 июля 1943 г. началась работа по созданию оборонительных рубежей, укреплению местности, возведению инженерных сооружений и объектов инфраструктуры.

Сначала начали расчищать 18 600 кв. км фронта, приведения в порядок основных транспортных коммуникаций и инфраструктуры, чтобы создать нормальные условия для деятельности войск и проживания местного населения. После зимних боев и начавшейся распутицы дороги были в труднопроходимом состоянии. В районе Старого Оскола и Тима лежали неубранные человеческие и конские трупы, которые могли привести к заражению источников воды и распространению эпидемий. В тех же районах множество разбитых танков, автомобилей, снарядов и мин.

Сформировали похоронные команды, выдвинули подразделения сборных пунктов аварийных машин (СПАМ) передвижных рембаз, а также инженерные части.

В ряде документов штаба Воронежского фронта, до конца апреля работы велись медленно. Запланированные объемы оборонительных работ в большинстве своем не выполнили.

Это было связано с объективными факторами. Распутица закончилась только к 10 - 12 апреля, до начала мая фронт не имел недостаточного количества мин, обходились тем, что снимали их с Донского оборонительного рубежа, использовали трофейные артиллерийские снаряды переделанные в мины натяжного действия.

Инженерные части и подразделения дивизий и армий были не полностью укомплектованы личным составом, это снижало их возможности по оборонительному строительству, так как они занимались расчисткой местности и создании тыловой инфраструктуры, а также созданием КП, НП и подъездных путей к переднему краю.

Личный состав стрелковых дивизий также был малочисленный и о запланированных объемах работ речи не шло.

Широко привлечь местное население было невозможно, потому что шла посевная, она дала бы еду не только истощенным мирным жителям, но и должно было поступить в фонд снабжения фронта.

Были и субъективные причины. Командование фронта медленно и с большой раскачкой готовило планы инженерного укрепления своих участков. Войска в ряде случаев не имели самого необходимого для того, чтобы приступить к работе. Была нехватка инструмента: лопат, кирок, пил и топоров. Не осуществлялся должный контроль со стороны руководства за правильностью выбора командирами тактического звена позиций для подразделений и размещения заграждений.

20 апреля командующий Воронежским фронтом в своем приказе вскрыл обнаруженные недостатки и поставил задачу их немедленного устранения и развертывания масштабных оборонительных работ.

25 апреля Ставка определила 25-км тактическую полосу Воронежского фронта, из которой необходимо было выселить население. Так как в ней должны были развернуться боевые действия, к тому же облегчалась очистка местности от разведывательно-диверсионных групп врага и недопущение поступления данных о состоянии оборонительной полосы.

Из-за этого и готовил первые две полосы личный состав фронта.

Командующий фронтом Ватутин лично контролировал проведение оборонных работ, сам выезжал в войска, направлял многочисленные контрольные комиссии, они проверяли ход работ и качество уже возведенных объектов. Составлялись акты о недочетах, потом комиссия к ним возвращалась и вновь проверяла.

Так, в 40-й армии нашли ряд недостатков. Оборонительные работы шли медленно и неудовлетворительно, без должного контроля со стороны командования штабов. Передний край в ряде мест выбран тактически неудачно, не имеет обзора и обстрела. Опорные пункты и узлы сопротивления не приспособлены к круговой обороне. Стыки слабо обеспечены. Резервы противотанковых средств не выделены, а рассредоточены по фронту. Бдительность и боеготовность в частях и подразделениях на низком уровне. Гражданское население живет на переднем крае и обрабатывает огороды. Перечисленные недостатки Москаленко известны, но, видимо, надлежащих мер к их устранению не принималось. Указанные недостатки должны были быть устранены конкретными мерами, о которых нужно было доложить 5 мая.

К началу июня результаты оборонительных работ стали уже значительными, но продолжалась до начала боевых действий.

Немцы достигли больших успехов в фотографировании советской обороны, захватывали пленных из боевого охранения, забрасывали на парашютах разведгруппы, вербовались и засылались военнослужащие, которые попали в плен зимой и весной 1943 г. и якобы возвращались в свои части (такой случай был в 51-й гвсд). Немцы вербовали даже подростков с оккупированных территорий.

В конце мая над позициями 6-й гвардейской армии был сбит немецкий разведчик, пилота вместе с картой переднего края 67-й, 52-й гвардейских и 375-й стрелковых дивизий взяли в плен. Карта оказалась очень похожей на советскую, особенно позиции артиллерии и танков.

Быстро разработали план по нейтрализации информации, причем и по другим армиям первого эшелона.

К 5 июля приказали в 38-й армии сменить позиции артиллерии, прежние позиции оборудовать как ложные. Менять позиции разрешалось только ночью.

В ложных местах расположения орудий, танков имитировать артиллерийский огонь и движение танков.

Пилоты 2-й воздушной армии хорошо замаскировали сеть своих аэродромов. Наиболее продуктивным был прием с ложными аэродромами на которых оставалась часть боевых самолетов вместе с макетами и группа бойцов, которая перемещала одно - два звена настоящих самолетов. Когда появлялся немецкий разведчик, самолеты взлетали и пугали пришельца, но не сбивали. Немцы считали, что это настоящие аэродромы и делали несколько налетов на эти аэродромы.

Спасибо за прочтение.

Источник: Замулин Курский излом.