Найти в Дзене
Красивый Английский

"Эффект Менделеева", или почему не нужно бояться перерывов в изучении иностранного языка?

Оглавление

Помню, как учась в школе, я впервые услышала о том, что российский химик Дмитрий Иванович Менделеев "увидел во сне" свою знаменитую периодическую таблицу элементов. "Везёт же некоторым, - подумала я. - Просто лёг поспать и сделал величайший вклад в мировую науку!". В общем, позавидовала я тогда Менделееву...😀

Сегодня эту историю принято считать мифом: мол, на самом деле, учёный вынашивал идею таблицы по меньше мере лет двадцать, а эту байку придумал, чтобы отвязаться от навязчивых коллег и любопытных журналистов.

Что из этого правда, а что нет, мы уже вряд ли когда-нибудь узнаем. Но лично мне верится, что эта "байка", возможно, и не байка вовсе!

Коллаж автора
Коллаж автора

"Эффект Менделеева"

О том, что история о приснившейся таблице вполне может быть правдой, говорят исследования последних десятилетий в области нейрофизиологии. В начале 2000-х годов американскими учёными была открыта "Сеть пассивного режима работы мозга" - это связи между участками мозга, которые включаются, когда человек не выполняет активно какую-то задачу, а наоборот, бездействует. Мы можем отдыхать, грезить наяву, но при этом наш мозг незаметно для нас продолжает работать над поставленной проблемой.

Получается, что мозг Менделеева, который два десятка лет накапливал, анализировал и систематизировал необходимую для открытия информацию, в конце концов, вполне мог выдать нужный результат, пусть и в такой неожиданной форме, как сон.

Преподавая английский в вузе, я наблюдала за прогрессом своих студентов и не раз замечала нечто похожее на то, что можно назвать "эффектом Менделеева". Совершить качественный скачок в освоении иностранного языка моим ученикам помогал - нет, не сон, а ... перерывы в занятиях! Особенно этот эффект был заметен у тех, кто ленился и показывал средние результаты в семестре, а при подготовке к экзаменам пытался максимально набить мозг информацией. И хотя на экзамене такие студенты всё равно в основном выдавали "кашу", после каникул их уровень уверенности и владения языком оказывался выше, чем в конце предыдущего семестра.

Сделай паузу

Это может показаться странным и нелогичным, но иногда, чтобы добиться видимого прогресса в изучении иностранного языка, нужно просто взять перерыв. После нескольких месяцев активных занятий, сотен новых слов и десятков грамматических правил, дайте вашему мозгу обработать полученные знания в "фоновом" режиме. Ему, как настоящему суперкомпьютеру, понадобится время, чтобы перезаписать информацию из оперативной памяти на "жёсткий диск" вашей долговременной памяти, "переварить" материал и разложить всё "по полочкам", но уже без вашего непосредственного участия.

Удивительно, но паузы в активном обучении помогают преодолеть и "эффект плато", который часто возникает при изучении иностранных языков. Если вам кажется, что вы застряли на одном уровне и никак не можете сдвинуться с мёртвой точки - значит, ваш мозг устал. Не пытайтесь его обмануть и не истязайте себя языковыми челленджами! Просто на какое-то время прекратите занятия, а когда вернётесь к ним, то и энтузиазма прибавиться, и прогресс не заставит себя ждать.

В том, что паузы в изучении иностранного языка могут работают на вас, а не против вас, согласны даже полиглоты. Многие из тех, кто владеет несколькими языками, отмечают, что возвращаясь к занятиям после перерыва, они испытывают прилив уверенности в себе и ощущают высокую степень мотивации.

А что если я всё забуду?

Иностранный язык - как музыкальный инструмент: чтобы быть технически сильным исполнителем, надо постоянно на нём играть. Но не стоит бояться небольших (не дольше одного-полутора месяцев) перерывов: за это время вы точно не успеете забыть всё, что так упорно учили.

А вот затягивать паузу более, чем на полтора-два месяца не рекомендуется. Если вы вынуждены прекратить активные занятия языком на такой длительный период, то постарайтесь обеспечить себе "пассивное изучение". Можно в своё удовольствие смотреть фильмы и сериалы на языке с субтитрами, слушать аудиокниги или подкасты на интересные вам темы (например, те же TEDtalks или небольшие по объёму и предназначенные для разных уровней короткие аудио от podcastenglish.com). Так вы сможете поддержать свои языковые навыки в приличном состоянии до следующего "ударного" этапа обучения!

А ещё можно подписаться на каналы об иностранных языках на Яндекс. Дзен (в том числе, и на мой канал) - мы, авторы, помогаем читателям не только освежить знания, но и делимся своими языковыми находками и интересными открытиями!

Также буду рада видеть вас у себя в Telegram - @englishwinglish4U: там я публикую не только статьи, но и опросы, викторины, видео, подкасты, забавные картинки и интересные факты "из жизни" английского языка!

Спасибо за внимание! Не забывайте dig deeper, и да пребудет с вами English (Winglish)!

Наука
7 млн интересуются