Найти в Дзене
Сайт Авиационной Истории

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

На Ленинградском заводе "Промет" к 1940 году был произведен опытный автопоезд-бензовоз тягач ЗиС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД, предназначенный для транспортировки горючего с головных складов до обменных армейских пунктов и в парки для заправки машин горючим. Шасси полуприцепа было произведено на заводе автомобильных прицепов №3 в г. Лодейное Поле, Ленинградская область.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

Бензовоз представлял собой цистерну смонтированную на полуприцепе  буксируемую тягачом. Тягач стандартный ЗиС-10 с двигателем ЗиС-5, прицеп одноосный, конструкции НАТИ. Цистерна емкостью 6000-7000 л из листового железа толщиной 4.5-5 мм, сварной конструкции. Сверху цистерны была заливная горловина, служащая одновременно лазом, снизу - грязеотстойник.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

В цистерне было два опускных трубопроводов, по одному с каждой стороны. На каждом трубопроводе по 3 крана для раздачи горючего. Все выходы паров бензина были оснащены противовзрывными трубками «ВК».

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

Для установки прицепа с цистерной без тягача были выбраны упоры типа «GMC». Цистерна крепилась к раме шестью хомутами. Вдоль боковых сторон цистерны на площадке были установлены бидоны с маслом и солидолом, ящики под укладку раздаточных и наливных рукавов. С боковых сторон цистерны были две лестницы. Для транспортировки ведер и воронок по боковым сторонам были смонтированы два ящика с двустворчатыми дверцами.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

В качестве противопожарной безопасности, бензовоз был снабжен двумя пенными огнетушителями, которые были установлены сзади на раме полуприцепа. Сзади цистерны крепилось запасное колесо, второе запасное колесо - на раме тягача. Так как рессоры цистерны были мало пригодны для эксплуатации из-за отсутствия термообработки, по обоим бокам цистерны на площадках крепилось по одной запасной рессоре.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

Для запасного варианта перекачки топлива были предусмотрены ручные насосы «Гарда». Производительность насоса бензовоза составляла 60 л в минуту.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

Габариты автопоезда-бензовоза были следующие: длина 8803 мм, ширина 2150 мм, высота 2570 мм. Длина самого полуприцепа-цистерны - 5110 мм. Автопоезд без груза имел массу 6500 кг, а грузоподъемность цистерны составляла 4700 кг, при объеме 6,3 м³. Масса полностью укомплектованного автопоезда с заправленными бидонами и грузом составляла - 11360 кг. Масса бензоцистерны в расцепленном состоянии без тягача, полностью укомплектованной и заправленной составляла - 8560 кг. Максимальная скорость бензовоза по асфальтовому шоссе с грузом была 31.75 км/ч, а по проселочной дороге с грузом - 15.37 км/ч.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

Летом 1940 года бензовоз поступил в Главного Автобронетанкового Управления Красной Армии, где проходил испытания в период с 18 июля по 31 августа 1940 года. На полигон ГАБТУ КА тягач ЗиС-10 с бензовозом Б-ППД был доставлен из Ленинграда своим ходом, и к началу испытаний имел показание спидометра 1760 км. После пробега на полигоне 1860 км, испытания были прекращены, по причине выявлении ряда существенных недостатков.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

Тем не менее, в акте об испытаниях бензовоза было оптимистическое заключение:

Тягач ЗиС-10 и бензоприцеп «Б-ППД» в принципе как транспортное средство для перевозки горючего в армейских условиях является вполне приемлемым и может быть рекомендован для снабжения Красной Армии, после устранения конструктивных и производственных недостатков указанных в отчете.

Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД
Опытный бензовоз ЗИС-10 с полуприцепом-цистерной Б-ППД

К сожалению, дорабатывать бензовоз не стали. Ленинградский завод "Промет" перешел в Главмотовелпром Наркомсредмаша, был переименован в «Ленинградский мотоциклетный завод» (ЛМЗ), на котором организовали выпуск отечественных мотоциклов Л-8 и М-72. А бензоприцеп «Б-ППД» так и остался в единственном экземпляре..

(с) Юрий Дорошенко