Перед смертью, когда он принял католичество, а лучшими друзьями его стали пасторы, черный алмаз модерна слезно умолял, чтобы все экземпляры "Лисистраты" были уничтожены.
К счастью, сия воля не была исполнена и мы с вами имеем возможность наслаждаться этими, ласкающими глаз, линиями огромных членов, вагин и прочими "непристойностями".
Итак, ОБРИ БЕРДСЛЕЙ. Серия вторая: "Саломея".
На закате XIX столетия мир познал счастье - увидел издание скандальной пьесы Оскара Уайльда "Саломея" с иллюстрациями Обри Бердслея (благодарности издателю Джону Лейному, по инициативе которого и была создана сия сюита рисунков Обри).
Под пером создателя "Портрета Дориана Грея" история о танцующей перед царем Иродом Антипой обнаженной принцессе (Саломеи), потребовавшей, по рекомендации своей матери Иродиады, голову Иоанна Крестителя, скупо рассказанная евангелистами Матфеем и Марком, превратилась в драму больших страстей.
А под кистью Бердслея наполнилась демоническим эротизмом, намеками и подтекстами.
Для викторианской Англии той поры этого было достаточно, чтобы вызвать скандал, который в общем-то и случился.
Изысканные дамы, ОДЕТЫЕ ИЛИ РАЗДЕТЫЕ ТАК, КАК ЭТО БЫЛО ПРИНЯТО В КОНЦЕ XIX СТОЛЕТИЯ, мало чем напоминают новозаветных героинь.
Танец живота, который Саломея с обнаженной грудью и в прозрачных панталонах исполняет перед царем Иродом, подсмотрен в ночных кабаре Парижа. А ее, украшенные павлиньими перьями, платья и широкополые шляпки - последний писк парижской моды (Обри опередил Ив Сен-Лорана, провозгласившего моду черной линии на белом полотне).
Так рождалась famme fatale - женственность, желание, насилие и смерть.
Более того, танцует Саломея под аккомпанемент злобного карлика с высунутым языком и стоящими дыбом волосами - если это не сам дьявол, то явно его слуга (в художественном наследии Бердслея вообще целая кунсткамера: всякие андрогинные фавны, демоны, обвисшие груди и жир, иными словами - все прелести мира сего).
Дальше больше: голова Иоанна Крестителя, полученная Саломеей в награду за танец, смотрится скорее как женская, нежели мужская, и 🔥🔥🔥с явными аллюзиями на миф о Горгоне.
Напоминать его вам не буду, был пост ➡️ https://zen.yandex.ru/media/art_cool/ee-glaza-daje-posle-smerti-ne-utratili-sposobnosti-prevrascat-liubogo-v-kamen-5fb74b0bb543ac7480ab0ca7
Бороды, полагающейся Предтече по законам христианской иконографии, и просторной одежды из верблюжьего волоса, подпоясанной ремнем, на рисунках Бердслея нет. И вообще, этот суровый пророк, изображенный на одном из листов во весь рост, больше напоминает изнеженного и жеманного лондонского денди (гомосексуала 🤫).
В 1898 году первый биограф художника и, по совместительству интимный друг Оскара Уайльда, Роберт Болдуин Росс писал:
"В иллюстрациях к "Саломее" (Бердслей) использовал до конца новую условность, которую себе создал: вместе взятые эти рисунки - его шедевр. Во всем современном искусстве нет ничего им равного. Можно проследить источники, выяснить, откуда они развились, но нельзя найти ничего, с чем их можно было бы сравнивать; они, безусловно, единственны в своем роде".
Вот так плавно мы подошли к природе искусства Бердслея, которое есть МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ЭХО, включающее в себя аллюзии на узор персидских ковров и древнеегипетские настенные изображения, на графику эпохи Дюррера, Тулуз-Лотрека, прерафаэлитов.
Но, все-таки есть в этом эхо звуки более явные, громкие, очевидные.
1️⃣ И, во-первых, это эхо японской гравюры. Культурой Японии после 1860-х годов была буквально одержима вся Европа, поскольку именно в этот период страна восходящего солнца берет курс на открытость и активно усиливает торговые связи с западным миром - в гостиной Бердслея японскими эротическими оттисками были увешаны все стены (не греха ради, здоровья для 😂).
2️⃣ Во-вторых - это фривольно игривое искусство рококо, в частности, пленительные сценки прародителя "века суетных маркиз" Антуана Ватто, когда подтекст важнее интриги, а эмоция важнее действия.
3️⃣ В-третьих - это, конечно, Мантенья и Боттичелли. От первого он унаследовал ювелирный, чеканный рисунок, от второго - грацию и аристократизм линии.
И, если в первой по-настоящему профессиональной работе Бердслея - очень популярной в Англии книги "Смерть Артура" (собрание рыцарских сказаний, записанных жившим в XV веке английским писателем Томасом Мэлори) - важную роль играет пейзаж, на фоне которого действовали герои, то персонажи иллюстраций к "Саломее" словно парят в воздухе.
И это незаполненное пространство играет в работах художника особую роль - пустота, которая не бесформенна, а является основой всего в мире.
Особенность искусства Бердслея - в искусной ИМИТАЦИИ РИСУНКА (тушь/перо) ПОД КСИЛОГРАФИЮ (гравюра на дереве). В его палитре только два цвета: черный и белый. Градации серых полутонов отсутствуют - это как "да" и "нет", "свет" и "тьма", "правда" и "ложь", "жизнь" и "смерть" (ну и далее по списку).
Сплошная черная заливка на контрасте с белыми плоскостями или белый лист бумаги, на котором тонко и элегантно черная линия рисует абрис силуэта - это те самые истоки декаданса, игравшего столь видную роль в жизни общества начала ХХ столетия, в том числе и в России.
А еще это тот самый удивительный декоративизм: не приторно сахарный, как у Мухи, и не слащаво-фрейдистский, как у Климта, а чеканный и нарочито плоский - только гротеск и парадокс.
"Давал он лицам древних граций
Всю прелесть новых комбинаций" (Обри Бердслей, отрывок, "Балладе о цирюльнике").
"Тонкая полоска, облачный пунктир, скользящий извив, два-три ярких пятна, узор, блик, мелочь - и все сказано. Более того: ничего не сказано, но угадывается что-то окончательное. Чародейство совершилось, и по узкому руслу, вырытому мыслью художника, воображение зрителя стремится, покоренное..." (Сергей Маковский о Бердслее).
Кстати, два рисунка Обри Бердслея, "Кульминация" (The Climax) и "Платоническое оплакивание" (The Platonic Lament), из саломеевской сюиты 80 лет считались утерянными, а потом их обнаружили В ТУАЛЕТЕ английского пенсионера (можно бесконечно много сарказмировать на эту тему, но я не буду😂😅).
Это был чопорный британский старожила, который получил сие листы еще от своего дедушки-коллекционера, повесил их над раковиной (чтобы лучше видеть, госпадипрости, все молчу🙊) и не подозревал об их ценности. Работы нашел аукционист, который был в гостях у дедули и попросил воспользоваться уборной.
Судьба еще 11 работ Бердслея до сих пор неизвестна.
Но, главное, что "Лисистрату" не уничтожили😂