Найти тему
Субъективный путеводитель

Как выглядит главная русская церковь Армении?

По краешку Канакера тянется железная дорога от тупиковой станции Алмаст - участок от вокзала до неё в черте города был разобран в 1990-х. Ближе к окраине осталась грузовая станция Канакер, а по эти рельсам лишь летом и не каждый день ходят электрички до Шоржи за Севаном.

С путей красивый вид на микрорайоны из розового туфа и, кажется, уже постосветскую, но безмерно ереванскую по своей архитектуре высотку:

-2

С обратной стороны же тянулась воинская часть с российскими флагами, которую я обошёл мрачными задворками, выйдя в Канакер. В его основе - очередное бывше село, в 1933 году подчинённое Еревану как отдельный ПГТ-центр Котайского района и лишь в 1961 году ставший частью города. Его название возводится в легендах то к библейскому Хаму (батя, выйдя из Ковчега, сам Ереван основал, а сыновья селений понастроили в округе), то к древней стране Ханаан, ну а о достоверном возрасте Канакера можно судить по хачкару 1265 года, стоящему на одной из его улиц. Я того крест-камня не нашёл, так что вот вам крест-куст в чьём-то частном дворе:

-3

Обогнув воинскую часть, я вышел на центральную в районе улицу Закарии Саркавага, названную в честь историка 17 века, родившегося в этих краях.

-4

Сама же воинская часть явно осталась от ставки 1-го Полтавского полка Кубанского казачьего войска. Как и стоящая на другой стороне улицы полковая Покровская церковь (1913-16), почти того же типового проекта, что храм Жён-Мироносиц у Сальянских казарм в Баку.

-5

И оба они - теперь главные русские церкви в своих странах. Только в Баку собор кафедральный, а вот церковь в Ереване скорее "первая среди равных" Патриаршьих приходов Армении, лишь в 2016 году выделенных в отдельную единицу из Кубанской епарихии, а при Советах и вовсе подчинявшихся Грузинской православной церкви.

Приходов этих, впрочем, в Армении больше, чем в Азербайджане с его Бакинской епархией - по две церкви в Ереване (одна новая) и Гюмри (но там в одной прихожане военные, а в другой большую часть года служат армяне), одна в Ванадзоре и одна в селе Привольное на севере страны. Причём всё перечисленное - именно церкви, а не молельные комнаты в многоэтажках. Кроме того, де-факто РПЦ здесь курирует ещё и ассирийские церкви, как например в Димитрове. Но в целом вид у Покровского храма печален, в ограде упавшая листва валялась не метённой, а дверь оказалась крепко заперта. Среди прочих русских храмов Армении её выделяет лишь резиденция иерарха с домовой часовней в ближайшем дворе:

-6