Найти тему
Психология

“Шесть столпов самооценки” Н. Брандена. Личностная целостность и самоутверждение

Оглавление

В двух предыдущих критических статьях цикла “Шесть столпов самооценки” Н. Брандена, было противопоставлено понимание термина самого автора и российской школы психологии, а также рассмотрен один из аспектов самооценки (обретение смысла), не вошедший в перечень “шести столпов” (ссылки в конце статьи). В этой статье рассмотрим понятия целостности и самоутверждения.

Что такое личностная целостность?

Робин Гуд украл у разбойников и помог обездоленным. Внутренняя цельность Робин Гуда будет высокой, потому что он совершил поступок, соответствующий его моральным взглядам и ценностям ради самого поступка, а не уважения обездоленных, мести разбойникам или других целей.

Другими словами, если для меня важна справедливость, то мои действия будут справедливыми. Именно из этого согласования рождается внутренняя целостность, а вместе с ней растет самооценка: я поступаю в соответствии со своим моральным ценностями вопреки всем преградам и ценю себя за это. В этом заключается глубокая ценность практики Н.Брандена личностной целостности.

Картинка взята из гугл поиска.
Картинка взята из гугл поиска.

Самоутверждение

Другой стороной этой же монетки выступает самоутверждение. Оно означает “уважение своих желаний, нужд, ценностей и поиск соответствующих форм их проявления в реальности”. Фактически это реализация своих желаний и способностей.

Автор не пишет этого, но логика самоутверждения близка к личностной цельности – согласовать свои действия (тоже вопреки препятствиям) с желаниями, стремлениями и способностями. Это очень близко к ценностям и верованиями, однако является неизменяемой стороной личности. Мы можем поменять наши верования, однако невозможно поменять способности. Если желаниями и стремлениями ещё можно как-то манипулировать, то способности – неизменная данность. Это важно. Почему?

Во-первых, хотя автор и не пишет об этом, практика самоутверждение, таким образом, становится инструментом нивелирования внутренних конфликтов между тем, к чему стремится личность и что она в действительности реализует вовне (профилактика неврозов).

Хорошим примером самоутверждения является китайский художник Тьян Ксуесин (Tian Xuesen), который ушёл в горы рисовать природу и живёт там в полном одиночестве.
Хорошим примером самоутверждения является китайский художник Тьян Ксуесин (Tian Xuesen), который ушёл в горы рисовать природу и живёт там в полном одиночестве.

Во-вторых, благодаря самоутверждению, гармония наполняет человека изнутри, давая ощущение счастья. Только представьте: вы сами реализуете большинство своих желаний и стремлений! Это порождает уважение к себе: я делаю то, в чём испытываю потребность, я реализую себя таким(ой), какой(ая) я есть.

В-третьих (и это самое важное!), именно в момент самоутверждения (самореализации) происходит преодоление ординарности. Человек обоснованно, без тени гордыни, ощущает себя уникальным, потому что реализует именно свой уникальный набор стремлений и способностей.

Так, что же не так с самоутверждением и целостностью?!?

Как уже говорилось во второй статье цикла, реализация себя подразумевает хотя бы минимально подходящую для этого окружающую среду. Несмотря на то, что Н.Бранден настаивает на важности преодоления препятствий, он не выделяет среду как условие развития самооценки.

Почему об этом исключительно важно говорить? Не делая этого, он рискует окончательно утопить самооценку тех, кто приложит все усилия в рамках предложенных им практик, расшибёт себе лоб о неблагоприятные реалии внешней среды и почувствует полную никчёмность.

Никакого самопринятия не хватит, если раз за разом не получается достичь желаемого или реализовать способности, а сами желания и способности, как уже говорилось, – данность, не поддающаяся изменению.

Выходом из ситуации было бы добавление седьмого столпа – принятия и отпускания. Не самопринятия, а принятия именно внешних обстоятельств.

Примерно так выглядит чувство беспомощности перед объективно непреодолимыми обстоятельствами, если не добавлять в ключевые навыки самооценки принятие и отпускание.
Примерно так выглядит чувство беспомощности перед объективно непреодолимыми обстоятельствами, если не добавлять в ключевые навыки самооценки принятие и отпускание.

На этом цикл статей по самооценке Н.Брандена завершен. В нем рассмотрены три из шести столпов ("самопринятие", "самоутверждение" и целостность). Напишите в комментариях, если есть смысл рассмотреть в деталях оставшиеся три ("осознанность", "самоответсвенность" и "целенаправленность жизни").

Другие статьи из цикла по самооценке: (1) “Шесть столпов самооценки Н. Брандена. Понятие самооценки” и (2) “Шесть столпов самооценки Н. Брандена. Проблема самопринятия”.

Также интересны будут статьи о принятии “Все говорят "принятие", а что это?” и отпускании “Не получается отпустить? Давайте разбираться в чём суть

Если статья вам понравилась, поставьте, пожалуйста, лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить новые материалы (кнопка вверху). Спасибо!