Здравствуйте дорогие зрители и подписчики!
Если Вам удобнее видео контент, то переходите на Ютуб-канал и смотрите видео там:
Сегодня я расскажу об одном из самых распространенных и важных мультипликаторах - это P/E. Этот показатель весьма полезен и легко считается. Я покажу, как он считается и что показывает, а так же расскажу о его недостатках и других разновидностях этого мультипликатора.
Коэффициент P/E (Price/Earnings или Цена/Прибыль) - это отношение Стоимости вложений к прибыли которую они приносят, что позволяет оценить дороговизну этих вложений.
Расчет.
В случае акций компаний, чтобы посчитать этот мультипликатор достаточно поделить цену одной акции на прибыль, которую показывает компания на одну акцию.
Также можно посчитать вторым способом, разделив Рыночную капитализацию компании на ее Прибыль за некоторый период, обычно берут период 1 год.
Результаты могут немного отличаться, по следующим причинам:
- При расчете капитализации компании, котировки компании могли отличаться от тех, которые Вы выбрали, даже в ту же самую дату;
- При расчете прибыли на одну акцию, в отчетности МСФО из общей консолидированной прибыли вычитается часть прибыли полученной от дочерних организаций.
Коэффициент можно рассчитывать к чему угодно, даже к вкладу.
Так, например, если Вы вкладываете деньги в банк, под 5% годовых, то P/E этих вложений будет 20.
Что показывает?
Экономический смысл показателя P/E состоит в том, что он показывает инвестору, за сколько лет окупятся сделанные им вложения. А обратный показатель, E/P показывает годовую доходность.
Еще показатель P/E сообщает нам, сколько инвестор готов отдать средств на каждый доллар данных прибылей компании.
И то и другое говорит сообщает о дороговизне инвестиций. Так, например, у ростовых компаний часто P/E высокий, так как они более активно наращивают свою прибыль и инвесторы готовы платить аванс и покупать их акции дороже. А у дивидендных компаний он значительно ниже, так как они не так перспективны в плане увеличения прибыли.
Виды P/E
В зависимости от особенностей расчета и периода расчета существует несколько разновидностей показателя P/E:
- Скользящий P/E (Trailing Twelve month, TTM). Используется, как только появляется финансовая отчетность за какую-то часть текущего года. Рассчитывается он за прошедшие четыре квартала.
- Приведенный P/E или подвижный. Это когда годовое значение показателя прогнозируется на данных за неполный период, 1 квартал, 2 квартала или 3 квартала.
- Прогнозный P/E (Forward P/E). Основывается на динамике прибылей и планов на следующий период.
- Показатель PEG (P/E to Growth Rate). Этот показатель используется для оценки растущих компаний. Он показывает, насколько дорого оценен бизнес с учётом текущих темпов роста прибыли.
На прогнозные показатели можно ориентироваться, но не опираться, так как будущие данные могут поменяться.
Применение
Главным плюсом показателя P/E является простота его расчета. Так же он помогает определить привлекательность (рентабельность) актива при инвестировании.
Для объективной оценки необходимо оценивать компании из одной страны, отрасли и подходящих под одинаковую стратегию, будь то дивидендная, ростовая или смешанная. Сравнивать ростовую компанию с дивидендной не имеет смысла.
Так же стоит ориентироваться на несколько других коэффициентов P/E:
- Средний P/E по рассматриваемой отрасли.
- Исторические значения этого показателя для рассматриваемой компании.
- Коэффициент P/E её конкурентов.
Недостатки
У мультипликатора P/E есть и несколько своих недостатков.
- Коэффициент может быть несколько искажен при помощи манипуляций с отчетностью. Бухгалтерские учёты можно немного корректировать, улучшая показатели. Например, не учитывать какие-то расходы, но при этом разовые поступления включать в прибыль.
- Коэффициент не подходит для оценки молодых компаний или убыточных, поскольку отрицательное значение показателя становится бессмысленным.
- Еще не учитывает задолженность компании. Поэтому анализе привлекательности компаний нужно использовать и другие показатели мультипликаторов: EV/EBITDA, Долг/EBITDA и EV/Свободный денежный поток.
- Иногда он может Вас обманывать и говорить что акции дорогие, как это было в кризис 2009 года, когда прибыль компаний упала так сильно, что P/E сильно вырос, несмотря на большое падение котировок.
Кстати обратите внимание, как сильно уже нагрелся американский рынок, показатель P/E уже больше 44.
5. Использовать P/E имеет смысл только для сравнения компаний из одной отрасли и страны.
Итоги
Несмотря на свои негативные стороны, мультипликатор P/E остается одним из ключевых показателей при оценке компаний.
Он может сразу же показать Вам на какие акции обратить внимание и сконцентрировать свои усилия по их анализу. Но стоит помнить, что P/E – это не абсолютный показатель. Всегда можно встретить хорошую инвестицию с высоким P/E, а также плохую с низким P/E. Поэтому не стоит ограничиваться оценкой акций только с помощью данного коэффициента - необходимо использовать также и другие мультипликаторы при анализе.
На этом у меня все, спасибо большое за внимание, ставьте лайки, дизлайки и подписывайтесь на канал vinfin, здесь выходят полезные выпуски.
Желаю всем удачных инвестиций и достижения своих целей, пока-пока.