Найти в Дзене

Чем отличаются нарушения речи у аутистов и алаликов?

Оглавление

Примерно к 7-10 годам, когда речь ребенка становится относительно богатой и развернутой, можно заметить в ней специфические нюансы, которые больше характерны для РАС или для алалии.

Сразу скажу, что это не прям диагностический критерий, то есть, делать какие-то глобальные выводы о том, какой диагноз у ребёнка только лишь на основании речевых особенностей не стоит. Но такие вещи надо знать хотя бы потому, что они проливают свет на нюансы поведения и дают понимание, как выстраивать речевую коррекцию и эффективное общение.

Для аутизма более характерен дефицит прагматико-семантической стороны речи

В переводе на нормальный русский язык это значит, что ребенок с таким нарушением не улавливает подтекстовые связи в предложениях и всё трактует слишком буквально. Чтобы было лучше понятно, я приведу гипотетический пример. Допустим, Аня с нарушением прагматико-семантического языка ведёт диалог со своей подругой Сашей:

Аня: Саша, одень куртку.
Саша: Там слишком жарко.
Аня: ?!?!?

Для человека без такого нарушения понятно, что Саша словами "Там слишком жарко" на самом деле сказала Ане: "Я не буду одевать куртку ПОТОМУ, ЧТО там слишком жарко", но опустила первую часть предложения, ожидая, что подруга поймет контекст. Но, увы, Аня из-за своего нарушения неспособна на понимание таких вербальных тонкостей. Для неё ответ Саши выглядит как "Я ей про Фому, а она мне про Ярему".

Примечательно, что люди с РАС, имея подобное расстройство, могут больше не иметь никаких признаков нарушений речи. Это несколько сбивает с толку - одно время родителям кажется, что ребёнок говорит хорошо, многое понимает, а в другое их может удивлять непонимание очевидных вещей с его стороны.

Иногда это приводит к ошибочной диагностике сенсорной алалии. Ошибочной потому, что сенсорная алалия предполагает непонимание ребёнком значения слов. А вот та же Аня из примера выше как раз-то может их прекрасно понимать, но, конечный смысл высказывания от неё всё равно ускользает, что сильно затрудняет диалог.

При РАС в комбинации с прагматико-семантическим нарушением речи встречаются ещё и такие симптомы:

  • Монологическая речь - ребенок говорит словно бы ради себя. Ему неважно слушаете вы или нет, какие вопросы спрашиваете - главное тараторить. Может не ждать пока вы закончите высказываться, а на ходу вставлять своих пять рублей. То есть, речь не несёт функцию пообщаться - она скорее нужна, чтобы высказаться самому;
  • Не по возрасту взрослые высказывания - скажем, 5-летка, может сыпать терминами и вести беседы, как светский лев. Но нужно учитывать, что некоторые из таких детей употребляют обороты и термины не потому, что они реально понимают их значение, а потому, что им просто нравится играть со словами и произносить сложные конструкции;
  • Часты эхолалии - речь из мультиков, фильмов, просто отсроченные фразы;
  • Ребенок старше 3 лет может говорить о себе в третьем лице, называя себя по имени (вместо "Я пошел спать" будет "Петя пошел спать").

Кроме того, при прагматико-семантическом расстройстве речи плохо понимаются иносказания. Например, выражение "считать ворон" будет именно так и пониматься - ребёнок не поймёт, что вы этим хотели сказать. Также тяжелы для него пословицы, иронические и саркастические высказывания.

Чтобы сделать общение более эффективным, родителю нужно учитывать такие речевые особенности. Надо стараться строить все свои предложения максимально понятно, не лениться давать развернутые ответы, выстраивая причинно-следственные связи за ребёнка, и не обижаться там, где он вроде как должен был догадаться, но почему-то не догадался - некоторые аспекты речи, увы, могут быть недоступны его пониманию. Не лишними тут будут и логопедические занятия на расширение понимания контекста, синонимов, омонимов, речевых конструкций, пословиц, обогащение пассивного словаря.

Прагматико-семантическое расстройство тесно связано с теорией разума - пониманием намерений других людей, поэтому стоит прорабатывать и эту сторону психики. По этой ссылке я больше писала о том, что это такое и какие занятия могут помочь.

Для алалии более характерно нарушение лексико-семантической стороны речи

Такие дети медленно расширяют свой словарный запас. Им трудно высказываться развёрнуто и понимать сложные, длинные речевые конструкции.

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Если к 4-5 годам нормальный ребёнок без каких-либо проблем по речи строит почти все предложения или слова правильно, то грамматика алаликов это нечто - ребёнок может говорить бегло, но искривлять падёж всего, что можно и нельзя ("Маша подарили пятнадцатями красных роза"), из-за чего речь 5-7-летки, а то и школьника начальных классов, может здорово походить на речь 3-4-летнего малыша.

Алалик склонен упрощать фразы, переиначивать уже существующие слова ("молоток" -> "локомот"), пропускать многие "ненужные" части речи, такие, как предлоги. "Чувство языка" - интуитивное понимание как правильно сказать, всё-таки развивается, но по сравнению с нормой очень медленно. Такой ребёнок нуждается в многолетних занятиях с логопедом, длительной речевой практике.

При алалии тоже может быть нарушение понимания контекста, но оно по большей части связано с медленным накоплением словарного запаса и неумением выводить его в свою речь. Ну, например, такой ребёнок может знать слово "Сестра" и интерпретировать его значение как "Родственница". Но при этом у него может быть недопонимание конструкции "медицинская сестра" (мол, "Почему это какая-то тётя в белом халате является моей сестрой?"). Устраняются такие пробелы расширением кругозора ребёнка (занятия по лексическим темам) и детальным, желательно наглядным, объяснением значения новых слов.

Иносказания и пословицы у алаликов могут вызывать затруднения, но всё же они не так буквально понимают речь, как дети с прагматико-семантическим нарушением речи и если вы что-то долго повторяете, то ребёнок может постепенно сам интуитивно интерпретировать значение фразы. У нас, например, бывает так, что Лёва невнимательно слушает. На это я ему часто говорила "Не хлопай ушами". Позже он как-то в игре так же сказал одной из игрушек. Я спросила сына: "А что значит не хлопать ушами?", на что он к моему удивлению совершенно верно сказал: "Это значит не слушать".

Подведём итог: если для РАС более характерно нарушение понимания контекста и коммуникативной функции речи, которые проявляются даже при полной речевой сохранности ребёнка, то для алаликов больше характерны, так сказать, проблемы технического плана - они очень медленно учат язык; их понимание и особенности речи сходны с таковыми людей, которые внезапно оказались в чужой стране без толкового словаря. Коррекция таких детей, соответственно, будет местами отличаться.

"Алалии нет. За границей всем ставят аутизм" - разбираемся, так ли это и надо ли разграничивать диагнозы

Настоящие аутисты бывают только тяжёлыми? О степенях тяжести РАС и других нарушений развития

Как определить у неговорящего трехлетки умственную отсталость? Разбираем примеры заданий "без речи"