О том, что последний защитник Брестской крепости, который напугал немцев, выйдя из подземелья после того, как там все выжгли до тла, слышал не раз. По одной версии советский офицер сам вышел и хотел подорвать немцев гранатой, по другой его нашли без сознания и тяжело раненного взяли в плен. Его имя известно - это майор Гаврилов, последний защитник Брестской крепости.
Ссылаться на художественные фильмы и литературу, особенно последнего времени, не буду - чем дальше от даты окончания войны, тем больше версий и фейков. Можно, конечно, предположить, что открываются и новые, ранее неизвестные факты. Но логика подсказывает, что сведения, собранные по горячим следам, надежней.
Написать статью решил после того, как увидел в интернете фотографию мемориала в Республике Ингушетия, посвященного... последнему защитнику Брестской крепости - лейтенанту Барханоеву Умату Гирей Артагановичу.
А как же тогда майор Гаврилов...
Памятник ингушу Барханоеву установлен в 2012 году. Заказ на изготовление памятника выполнен архитектором Русланом Ахриевым. В пояснительной информации сказано, что это памятник "советскому солдату, последнему из бойцов, оборонявших Брестскую крепость в Великой Отечественной войне".
Насчет советских солдат вопросов нет. Среди них были люди разных национальностей и в СССР никому и в голову не пришло бы выяснять - какой именно, разве что для полноты информации. Теперь времена другие и такие темы возникают все чаще с посылом пересмотра фактов, в достоверности которых сомневаться не было никаких оснований. И сейчас бы не было. Но новый факт, что последним защитником, а не, например, участником героической обороны Брестской крепости был именно Барханоев, мягко говоря, смущает.
Это не выдуманный персонаж, а реальная личность. Его родственники до сих пор живут в Ингушетии. В письме с фотографией Уматгирей Барханоев написал, что его отправляют на погранзаставу в Брест. Больше никаких известий от него не было. До той поры, пока не возникли новые обстоятельства, которые решительно изменили биографию солдата, наделив статусом легендарного героя. У таких перемен должны быть веские основания.
Барханоев Уматгирей.
Очевидец
Поводом для пересмотра известного ранее факта о том, кто был последним защитником Брестской крепости, стала статья корреспондента газеты "Ингушетия" Л. Тумгоевой (опубликована в разных источниках, в том числе и в сборнике «Вопросы истории». Ингушетия, выпуск 1, Магас, 2004.). Тумгоева приводит воспоминания Дудара Мейриева, который ссылался на свидетельства Антанаса Станкуса, который рассказал о судьбе Уматгирея Барханоева, который до того считался пропавшим без вести еще в самом начале войны.
Детали
В таких вопросах важны всё. В том числе и то, откуда информатор взялся. Оказалось, что Антанас Станкус - недобитый, в прямом смысле слова, литовский фашист, который оказался в ГУЛАГе после войны, где, работая на шахте, "замаливал свои грехи" перед живыми и мертвыми (надо полагать еще одна "жертва сталинского режима", "чудом" уцелел и "страдал" под плетьми и дулами автоматов "жестоких энкеведешников").
Там же в шахте Станкус познакомился с неким Мейриевым, который попал в ГУЛАГ после депортации (так написано в статье Тумгоевой). Познакомились. Между ними, вероятно, завязались дружеские отношения и Станкус рассказал Мейриеву о том, чему стал свидетелем в 1941 году.
На плацу перед павшей Брестской крепостью немцы организовали торжественное построение по случаю своей победы. Все происходило в середине июля 1941 года.
О том, что в подземельях кто-то уцелел, немцы понятия не имели и чувствовали себя в полной безопасности. Однако, были поражены, когда из темноты полуразрушенного подземелья показался силуэт человека. По оборванной гимнастерке и знакам отличия поняли, что это младший офицер Красной Армии.
«Он ослеп от ранения и шел с вытянутой левой рукой. Правая рука его лежала на кобуре пистолета, он был в рваной форме, но шел с гордо поднятой головой, двигаясь вдоль плаца. Дивизия стояла, застыв», – вспоминал подробности Станкус Антанас.
Слепой красноармеец не мог видеть, что вокруг него немецкая дивизия во главе с генералом. Он медленно шел, поворачивая голову то в одну, то в другую сторону. Все понимали, что он вслушивается, пытаясь понять - что вокруг.
- Что тут происходит? Почему так тихо? - послышалось из задних рядов.
Генерал вскинул руку, призывая к молчанию, но было поздно - советский офицер услышал немецкую речь и остановился, потом расстегнул кобуру, достал пистолет и выстрелил себе в голову.
Потом случилось еще более невероятное, о чем вспоминал Станкус Антанас - генерал щелкнул каблуками и отдал мертвому врагу честь. Тоже самое следом сделали и другие немецкие офицеры.
На картине запечатлен сюжет о последнем защитнике Брестской крепости Уматгирее Барханоеве.
К слову:
Ко Дню защитника отечества в Ингушетии в 2018 году вышла публикация (https://gazetaingush.ru/obshchestvo/ih-podvig-nezabyvaem), в которой эта история передается в таком же примерно виде с дополнением: "История Второй мировой войны не знает второго подобного случая, когда фашисты с воинскими почестями хоронили своих врагов." Видимо автор хотел таким образом подчеркнуть особую значимость подвига и не важно, что это, мягко говоря, неправда - подобных случаев было множество, но на них никто особенно внимания не обращал - ни к чему врага романтизировать и тем более - спекулировать на такой теме.
Личность
Позже немцы мертвого "русского" обыскали. Посмотрели документы, в которых была, насколько смогли понять, не русская фамилия. Понять, кто он был по национальности, так и не смогли. Генерал приказал похоронить советского офицера, личность которого была установлена, с воинскими почестями и в соответствии с вероисповеданием покойного. С этим ни у кого конкретных предложений не возникло, потому на могиле поставили только памятный столбик.
Станкус Астанас утверждает, что это был лейтенант Барханоев Умат Гирей Артаганович, уроженец Ингушетии.
Кавказ
На памятнике, который соорудили в Назрани, воспроизведены надписи, которые были обнаружены на стенах Брестской крепости. Обращает на себя внимание, что многие надписи сделаны определено выходцами с Кавказа: рядом с «Мы дали клятву. Умрём, но из крепости не уйдём» и «Прощай, Родина. 20/VIII.41» - «Слава Кавказу! Назрань, Грозный. Прощайте, родные!», «Умрём, но не сдадимся. Ангушт», «Василий из Кургана, Ваха из Назрани. За Кавказ. Артём. Султан»".
Хорошо бы посмотреть на фотографию этих надписей, но ничего такого не нашел, возможно у кого-то такие фото есть. Только не надо присылать фото, сделанные в мемориале в Назрани.
Призраки
Нашел интересную публикацию в АИФ за 22.06. 2011 - "«Я умираю, но не сдаюсь». Когда погиб последний защитник Брестской крепости. " Историк-исследователь из Могилева, Бобрович, объяснял в статье:
"Воевали по тактике «стреляй-беги»: делали пару точных выстрелов по немцам и уходили обратно в подвалы. 1 августа 1941 г. унтер-офицер Макс Клегель записал в своём дневнике:
«В крепости погибли двое наших — полумёртвый русский зарезал их ножом. Здесь до сих пор опасно. Я слышу стрельбу каждую ночь (...)
12 июля «русский бросился с башни на группу сапёров, держа в руках две гранаты, — четверо убиты на месте, двое умерли в госпитале от ран». 21 июля «капрал Эрих Циммер, выйдя за сигаретами, был задушен ремнём» "
Немцы называли их призраками.
В той же статье АИФ про Гаврилова: "Он был взят в плен 23 июля 1941 г. на Кобринском укреплении: израненный человек в перестрелке убил двух немецких солдат. Позже Гаврилов рассказал, что прятался в подвалах три недели, совершая вылазки по ночам вместе с одним из бойцов, пока тот не погиб."
И про Барханоева: "Историки Ингушетии ссылаются на показания Станкуса Антанаса, пленного офицера СС: «Во второй половине июля я видел, как из казематов выбрался офицер Красной армии..."
Факты, приведенные АИФ интересны тем, что дают основания предположить - последний защитник крепости, а скорее всего и не один, погиб(ли) 20 августа 1941 года. Во всяком случае немцы все для этого сделали:
"...немецкого коменданта Бреста, Вальтера фон Унру, посетил полковник генштаба Блюментритт и приказал «срочно привести крепость в порядок» (...) Трое суток подряд, днём и ночью, используя все виды вооружений, немцы проводили тотальную зачистку Брестской крепости — наверное, в эти дни и пали её последние защитники. А уже 26 августа мёртвую крепость посетили два человека — Гитлер и Муссолини..."(https://aif.ru/society/history/ya_umirayu_no_ne_sdayus_kogda_pogib_posledniy_zashchitnik_brestskoy_kreposti)
На фото видно, что выходы из подвала крепости, прикрыты "живым щитом", защищающим приехавших - очевидно, что, несмотря на все меры, немцы еще опасались "призраков" крепости..
В поисках истины
После выхода статьи Тумгоевой в Ингушетии нашелся человек, который решил все же докопаться до истины. Им оказалась школьница ученица 9-го класса гимназии №1 г. Малгобек, которой очень хотелось, чтобы все оказалось правдой.
Прочитав статью Тумгоевой, она поехала в Брест. Посетила музей.
"...видела фамилию одного нашего земляка – Цечоева Халита Дотиевича, в музее я его тоже нашла. Однако… о Барханоеве нигде ни слова.
Стоя у выхода из музея, поняла, что не смогу выйти, не узнав о последнем защитнике Брестской крепости. Остановила сотрудника музея, побеседовала с ним.
Оказалось, что по их данным последним защитником Брестской крепости является Гаврилов...(...)
Возвратившись в Санкт-Петербург, написала письмо в Музей обороны Брестской крепости, где дала ссылку на статью Тумгоевой и попросила скинуть хотя бы какую-нибудь известную им информацию об Уматгирее Артмиевиче. Вот их ответ:
Вернувшись в Ингушетию, девушка побывала в Краеведческом музее имени Тугана Мальсагова в Назрани. В музее о Барханоеве толком ничего не рассказали и посоветовали поговорить с Борисом Шадыжевым, который написал о Барханоеве художественно-документальную повесть «Шагнувший в бессмертие». Встреча состоялась. Но и она желаемого результата не принесла - "документальным подтверждением о службе Барханоева в Бресте Шадыжев не обладает".(https://sedov-05.livejournal.com/2191795.html.)
Еще одной ниточкой, которая могла связать факты, была фотография реального Барханоева. Но и она оказалась слишком ненадежной:
" Вывод: ни у ингушей, ни в Музее обороны Брестской крепости, ни в Министерстве обороны РФ нет документов, где указывалось бы, что Барханоев отправлен на пограничную службу в город Брест. А фотография, к сожалению, не является документом." (источник тот же).
Противопоставление
Про майора Гаврилова - ходят сплетни (по другому не сказать), что он после плена был репрессирован, исключен из партии и все такое. ЭТО ЛОЖЬ. Он НЕ БЫЛ репрессирован, а находился в фильтрационном лагере на Дальнем Востоке до 1946 года, пока выясняли обстоятельства его пленения и шла проверка на возможное сотрудничество с немцами или недостойное поведение в плену.
"Фактов сотрудничества с нацистами не было, факт добровольной сдачи в плен не подтвердился.
А из партии его исключили ЗА УТЕРЮ ПАРТБИЛЕТА.
Нашлись и те, кто не увидел в Гаврилове героя потому, что он попал в плен, но увидел - в Барханоеве. (Кто знает, может быть вообще вся история была затеяна ради этого противопоставления?)
Гаврилов остался один и был захвачен в плен 23 июля будучи тяжело раненным и без сознания.
Его определили в госпиталь. Сохранились воспоминания доктора Вороновича, который его выхаживал:
«…пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев». (Смирнов С. С. По следам нового героя // Брестская крепость. — М.: Раритет, 2000. — 406 с. — ISBN 5-85735-119-7.)
Гаврилов прошел лагеря Хаммельбург и Равенсбрюк. Находился в плену до 1945 года. В плену виделся с генералом Карбышевым.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 января 1957 года за образцовое выполнение воинского долга при обороне Брестской крепости и проявленные при этом мужество и героизм Гаврилову Петру Михайловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 10807).
Скончался в Краснодаре 26 января 1979 года. Похоронен с воинскими почестями на гарнизонном мемориальном кладбище Бреста рядом с его боевыми товарищами согласно завещанию."
(https://ru.wikipedia.org/wiki/Гаврилов,_Пётр_Михайлович#cite_note-10)
Вывод
Такая вот история про последнего защитника Брестской крепости. Казалось бы, все давно известно, но всплывает какой-то странный или незначительный факт и на его основании пересматривается версия событий, подлинность которых была установлена давно и сразу, а не спустя десятилетия.
Нет никаких оснований сомневаться в том, что Барханоев, если он был среди защитников Брестской крепости, такой же герой, как и Гаврилов и все те, кто остался там навсегда. Многих мы так и не узнаем.
События прошлого не изменить. Но, как оказалось, их можно трактовать: где-то додумать, что-то переставить местами, даты, например. И получается уже совсем другая история.
В СССР к истории относились строго: чтобы переиначить факт, надо было найти такие документальные подтверждения, пройти столько экспертиз на подлинность, что желающих запустить какой-нибудь фейк находилось немного. Перестройка открыла "ящик пандоры", который, если его не заткнуть (выражение Путина - тут с ним соглашусь), от реальной истории СССР, подчеркиваю - СССР, лет через 50 ничего не останется. Зато будут новые супер-иистории с узконациональным колоритом и акцентом, любым, но только не русским.
Предлагаю подписаться на канал, чтобы не пропустить новые публикации, палец вверх и репосты тоже не помешают.
Другие статьи на канале:
Строительство "Сталин-центра" в Нижегородской области начнется в сентябре этого года.
Троцкисты в Красной Армии. После смерти Сталина в СССР тему "троцкистов" замяли. Но факты остались.
Зачем надо было переносить Пост № 1? У Мавзолея этот церемониал внушал трепет и гордость. Сейчас только скорбь и печаль.
О советском враче, который в Антарктиде, чтобы не умереть, сам себе сделал полостную операцию