Меня уже несколько лет мучает вопрос - почему дед так и не написал бабушке, что он жив и воевал почти до самого конца 1944 года?
Всю жизнь моя бабушка Татьяна была уверена, что её муж Василий Поликарпович пропал без вести на Великой Отечественной... Вскоре после ухода его на фронт в деревню пришло извещение об этом - ещё до конца 1943 года. Я упоминала об этом факте в публикации о размере пенсии моей бабушки-колхозницы.
Мой дедушка по папе так и не пришёл с войны. Но никакой пенсии по потере кормильца бабушка Татьяна не получала - было не положено. Поскольку никакого извещения о том, что он погиб на фронте, у неё не было. Да и вообще - не была она уверена в определённой судьбе своего мужа...
Бабушки не стало в 1990 году. А несколько лет тому назад Министерство Обороны РФ не просто открыло многие военные документы, но и начало их оцифровывать. Огромное их количество уже выложено на информационные ресурсы для всеобщего пользования (я подробнее писала об этом в публикации о мальчике Алёше, который восстановил боевой путь своего прадеда).
Пользуясь сайтом www.pamyat-naroda.ru, несколько лет тому назад мы с сёстрами выяснили, что Василий Поликарпович вовсе не пропал без вести в конце 1943 года, а воевал вплоть до ноября 1944 года. Так почему же он не написал письма домой, жене и детям?
Вначале я думала - ну, может быть, получил ранение, был в госпитале и так далее. Может быть, конечно, и так. Хотя документов об этом нет, но факт не исключён, вероятен.
В голову мне приходило множество фактов о других участниках войны: на разных форумах, где обсуждается поиск информации о погибших на войне солдатах, масса похожих историй. На одного солдата трижды за войну приходило домой извещение о том, что в живых больше не значится. А он после капитуляции Германии вернулся домой - как ни в чём не бывало, целым и невредимым.
В другом случае о солдате тоже пришло такое извещение. А потом его сосед по деревне увидел в госпитале - раненым, но живым. После госпиталя ездил домой на побывку - и рассказал землякам, что, мол, Степан-то жив! И привет передал семье от него.
И таких случаев - с ошибочными извещениями о безвозвратных потерях или без вести пропавших - было в войну немало. Такая была сумятица, шли такие тяжелые бои, что в подобном факте нет ничего удивительного.
Когда я прочитала обо всех этих историях с ошибками, вопрос о том, почему же красноармейцы не писали домой письма, стал волновать меня с новой силой. Что же, так это было не исключение, а правило?! Так много людей не писали домой письма с фронта?!
И тут я вспомнила про тот факт, что бабушка не умела ни читать, ни писать. Родилась она в самом начале 20 века в глухой уральской деревне - школы там не было. Так всю жизнь и прожила неграмотной. Она могла лишь назвать буквы алфавита по-старославянски. Сядет, возьмёт в руки газету и показывает мне: "Аз, буки, веди, глаголь, добро..."
В этот момент меня осенила догадка: так ведь, наверное, и дед Василий Поликарпович тоже не умел ни читать, ни писать.
Помните "Уроки французского" Виктора Астафьева? Главный герой этой повести после окончания 4 классов начальной школы поехал за 40 километров в посёлок, чтобы продолжить учебу. В родной его деревне возможности такой не было. И это после войны! А что же было до войны?..
Да и папа мой - сын бабушки Татьяны и Василия Поликарповича - дитя войны, тоже закончил лишь 4 класса школы. Больше в деревне у них образования не было.
Нетрудно предположить, что дед просто... был неграмотный, как и бабушка. Вот и вся загадка, почему семья не знала, что он жив, после получения извещения о пропаже без вести еще целый год его жизни. Точно так же, как не могли уведомить о своей судьбе родственников и другие солдаты Красной Армии...
Дорогие читатели! А Ваши деды и прадеды писали письма с фронта домой?
Поделитесь в комментариях!
Подписывайтесь на мой канал о путешествиях по России с детьми, о воспитании детей и их образовании. Я живу на Урале, в Екатеринбурге, поэтому рассказываю и о своей малой Родине.