С некоторых пор ходит по сети кадр, сделанный на Воскресенском кладбище Саратова:
Расположено захоронение неподалеку от могилы Николая Гавриловича Чернышевского, поэтому попадается на глаза многим.
Впечатлительные граждане легко покупаются на надпись. Те, кто полюбознательнее, находят еще и "житие" игумении, описывающее в красках трудную жизнь продолжательницы рода национального героя России. И оно становится поводом для возмущения:
А особо настойчивые находят интервью долгожительницы, опубликованное в саратовской газете "Коммунист" еще в январе 1937 года.
И вот здесь у внимательных людей начинают появляться вопросы. Ведь возникают расхождения в фактах и датах, вызывающие сомнения во всем остальном. Прежде всего, расходятся указания на год рождения "монахини": в газетных публикациях пишут 1804, на плите надгробия - 1810. В одних источниках она Агриппина, в других - Агафья. И в год, когда общаются с Агафьей-Агриппиной журналисты, она, по "житию", в лагере должна быть.
А уж если заглянуть в биографию Александра Васильевича Суворова, то и вовсе становится очевидно: мы имеем дело с чьей-то наглой ложью либо ужасающим незнанием.
Именно это мы и сделаем, бегло заглянув в генеалогию рода полководца.
Дети Александра Васильевича Суворова
Один из величайших русских военачальников Александр Васильевич Суворов был настолько увлечен своим делом, что о создании семьи и не помышлял. Лишь по настоянию родственников уже после 40 лет женился. Невесту Варвару Ивановну - на 20 лет моложе жениха, княжеского рода Прозоровских - ему также подобрали родные, озабоченные продолжением славного российского рода.
Род сохранить удалось, но счастливым брак не стал. Молодая жена отнюдь не поддерживала аскетичности супруга, искренне любила балы и роскошь. Светские увеселения скрашивали Варваре одиночество в периоды продолжительного отсутствия мужа (он все больше по походам да войнам был, чем дома), но вместе с тем фактически разрушили семью.
Родившуюся спустя год после свадьбы дочь Наталью Александр Васильевич безумно любил. Свою "Суворочку" баловал всячески, стремясь исполнить любое желание девочки. А вот появившегося в 1784-м (спустя 10 лет после венчания) сына Аркадия полководец долго отказывался признавать своим, требовал развода, уверенный в неверности супруги. Принять наследника его сумела убедить лишь императрица Екатерина II, когда мальчику было уже 11 лет.
Формально брак был сохранен. Но на деле Суворов покинул жену безвозвратно уже в 1784-м, за несколько месяцев до появления на свет Аркадия.
Других детей у Александра Васильевича не было: распутства он в себе не допускал, и в других категорически не приветствовал. Так что внучки "Ильиничны" (как это указано в газетных публикациях 1937 года) с фамилией деда у князя Суворова быть не могло. Тем более, "из крепостных крестьян". Куда разумнее предположить, что в суматохе и смуте революционных времен женщине неверно указали в документах год рождения (1804/10 вместо 1904/10).
Официальные внуки Суворова
В официальных источниках зафиксировано одиннадцать внуков легендарного полководца: четверо - от сына Аркадия и его супруги Елены (урожденной Нарышкиной), семеро - от дочери Натальи и ее мужа Николая Зубова.
При жизни деда появились на свет лишь двое старших сыновей дочери и кроха Надежда, ушедшая спустя полгода вслед за Александром Васильевичем. Остальные внуки полководца уже не застали.
Дети Аркадия, урожденные Суворовы:
- Мария (1802-1870), ставшая женой генерал-майора князя Михаила Михайловича Голицына;
- Варвара (1803-1885), выходившая замуж дважды - за полковника Дмитрия Башмакова, затем - за князя Андрея Горчакова;
- Александр (1804-1882), был женат на Любови Васильевне Ярцовой;
- Константин (1809-1877), женившийся на Елизавете Алексеевне Хитрово.
О том, как сложилась судьба детей и внуков Аркадия Александровича Суворова, читайте в отдельной публикации.
Дети Натальи, урожденные Зубовы:
- Александр (1797-1875), женившийся на княжне Наталье Щербатовой;
- Платон (1798-1855), умерший холостым;
- Надежда, прожившая всего год: 1799-1800;
- Вера (1800-1863), ставшая женой генерал-майора В. В. Мезенцева;
- Любовь (1802-1894), вышедшая замуж за генерал-майора И. С. Леонтьева, а жизнь свою завершившая в Новодевичьем монастыре;
- Ольга (1803-1882), ставшая женой Александра Талызина;
- Валериан (1804-1857), женившийся на княжне Екатерине Оболенской.
И дети, и внуки, и правнуки генералиссимуса Суворова по линии дочери Натальи Александровны оставили о себе достойную память в истории России. Подробнее о них канал "Планета знаменитостей" рассказывает в отдельной публикации.
Лукавство и благие намерения
Есть немало людей, умеющих сделать делом своей жизни память о великих. Принято среди них причислять себя к великому роду, называясь близкой или не очень родней. Разобраться, где правда, а где лукавство, порой довольно сложно.
- Вот, например, Майя Петровна Лейвикова-Суворова, называющая себя внучатой племянницей (по дяде) легендарного генералиссимуса. Более 40 лет она занималась изучением генеалогии А. В. Суворова. Своего племянника Суворова она называет прямым потомком русского военачальника. Уже много лет Майя Петровна встречается со школьниками, проводит с ними беседы о Александре Васильевиче.
И здесь возникает двоякое ощущение. То, что человек сохраняет память о великом человеке, передает ее следующим поколениям - прекрасно. То, что причисляет себя к знаменитому роду - уже лукавство. (Выше мы уже рассмотрели: никаких "прямых потомков" знаменитого полководца, носящих фамилию Суворов не осталось.)
Неучтенная правнучка Устинья
Просторы русскоязычного интернета хранят в себе еще одну непроверенную информацию - о том, что была у Александра Васильевича Суворова еще одна правнучка.
Невнесенная в официальные источники Устинья, по словам ее правнучки Вероники Чоботовой, стала незаконнорожденной дочерью Александра Аркадьевича Суворова (внука полководца, губернатора Риги) и Минны Фаленберг (дочери декабриста Петра Фаленберга).
В обсуждениях публикаций о Суворове и Фаленберге загадочная Вероника оставляет комментарии с рассказами о своем роде, его пересечении с сибирскими потомками казаков и золотопромышленниками Енисейской губернии, участии ее предков в свершении революции 1917 года.
Замечу: в официальных источниках нет сведений о судьбе ушедшей из жизни в 32 года Минны Фаленберг. Нет данных о рождении у нее детей, нет описания причин ранней кончины, совпавшей по срокам с кончиной отца. И то, что рассказывает Вероника, нисколько не противоречит имеющимся в открытом доступе данным, а вполне подтверждает и расширяет их.
Возможно, и в самом деле, есть в России еще одна ветвь кровных потомков А. В. Суворова (а вместе с тем и декабриста Петра Фаленберга), которая по сегодняшний день не исследована биографами-историками.
Прочитав статью, поставьте лайк, чтобы она нашла новых читателей! Вам не трудно, а каналу полезно)))))
Просьба в комментариях соблюдать корректность по отношению к собеседникам, даже если ваши точки зрения не совпадают.
Подписка на канал приветствуется.