Найти в Дзене
Русский Север

Я живу в деревянном городе. История одного дома: репрессии, памятные таблички, равнодушие и забвение

Ещё каких-то шестьдесят лет назад Архангельск был преимущественно деревянным городом: большой частный сектор почти в самом центре, множество деревянных многоквартирных домов, старорежимные особняки, которые заняли рабочие квартиранты... Каменное строительство было развито только в самом сердце северного города.

Архангельск в 80-е. Фото из свободного источника
Архангельск в 80-е. Фото из свободного источника

Кардинально облик Архангельска стал меняться только в шестидесятые годы, после визита Хрущёва. Но до сих пор в городе очень много самых разных деревянных домов.

Среди них есть и многоквартирные двух- и трёх этажные бараки, есть частные дома, а есть особенные, выделяющиеся среди всех остальных - памятники архитектуры.

Некоторые из них находятся в очень хорошем состоянии и радуют глаз прохожих. А некоторые, к сожалению, несмотря на гарантию защиты государством, нуждаются в широкомасштабной реставрации. Многие до этой самой реставрации, увы, не доживают.

дом Суркова. Пример благополучного объекта культурного наследия. Фото из свободного источника
дом Суркова. Пример благополучного объекта культурного наследия. Фото из свободного источника

Один из таких умирающих памятников - дом Вальневой. Он был построен в 1912 году как часть городской усадьбы для проживания семьи капитана дальнего плавания Фёдора Вальнева. После прихода на Север советской власти жильцов уплотнили - просторные комнаты разделили дополнительными перегородками и организовали в особняке коммунальные квартиры.

В 1928 году комнату в этом доме получил слесарь-электрик Игнатий Безсонов. Был он обычный советский гражданин, заботливый отец и мастер на все руки. Всё своё свободное время он посвящал любимому увлечению - радиотехнике. Вот он - на единственной сохранившейся фотографии с журналом "Радиолюбитель" в руках:

Игнатий Иванович Безсонов
Игнатий Иванович Безсонов

В 1937 году по доносу кого-то из соседей Игнатия Ивановича арестовали. Он был обвинён в "систематической контрреволюционной агитации" и по приговору тройки УНКВД расстрелян спустя три недели после ареста, в самом начале 1938 года. В коммунальной квартире дома Вальневой остались его жена и трое несовершеннолетних детей, которым сообщили, что их муж и отец осужден на 10 лет без права переписки...

В 2017 году к стене уже покосившегося дома прикрутили небольшую металлическую табличку - памятный знак от фонда "Последний адрес". Такие таблички устанавливаются на домах, где когда-то жили люди, пострадавшие в годы репрессий (Игнатий Безсонов был реабилитирован в 1957 году - состава преступления в его деле не обнаружили).

Табличка "Последнего адреса". Фото из свободного источника
Табличка "Последнего адреса". Фото из свободного источника

И вот тут началось интересное: администрация города выступила резко против установки этой таблички. Областная инспекция по охране объектов культурного наследия выдвинула иск активисту "Последнего адреса" в Архангельске Дмитрию Козлову:

Таких домов в Архангельске больше не осталось. Вся обшивка на нём — подлинная. По закону, любые работы на этом доме надо согласовывать. Для этого необходим проект обеспечения сохранности памятника, который должен пройти государственную экспертизу. Это не пустая формальность. Дому больше ста лет. Даже крепление таблички на шурупы может привести к деформации дерева.

<...>Мы сейчас доказываем не причинение дому вреда, а нарушение порядка согласования при работах на нём. Потому что любое вмешательство может привести к утрате исторического материала. У меня сердце кровью обливалось, когда я смотрела, как в стену вкручивают шурупы!...
Из речи руководителя инспекции по охране объектов культурного наследия Анны Ивченко на судебном заседании

Хотите увидеть, как на тот момент выглядел "объект архитектурного наследия", которому нанесли непоправимый урон четырьмя шурупами? Пожалуйста, листайте галерею:

К слову, суд признал Дмитрия Козлова виновным и обязал того выплатить штраф - 15 тысяч рублей.

Спустя пару лет в суд вызвали уже городскую администрацию - прокуратура требовала выполнения обязательств по реставрации объекта культурного наследия. К тому времени дом уже был расселён и стоял с разбитыми окнами и распахнутыми дверями. Стоял и разрушался. Не из-за четырёх шурупов "Последнего адреса" (кстати, табличку через несколько дней после установки сорвали неизвестные), а из-за бездействия тех, кто должен был сохранять и защищать этот дом от поругания.

В 2019 году в заброшенном памятнике архитектуры произошёл пожар - его устроили поселившиеся в пустующем доме неизвестные. К счастью, пожар удалось потушить на ранней стадии. Предприняли ли ответственные за здание какие-то меры? Да. Заколотили окна и двери первого этажа (гвозди обшивки не портят, это всем известно) и... всё.

А сегодня появилась информация, что администрация собирается продать здание и земельный участок за символический 1 рубль с обязательством к новому хозяину восстановить памятник архитектуры.

Думаю, что судьба дома решена. Земельный участок 1083 квадрата в самом центре города за такую цену - это лакомый кусочек. Что касается обязательства отреставрировать здание - что ж, в Архангельске не один раз с этим уже "успешно" справлялись. Историческое здание может сгореть, разрушиться по иным причинам, а на его месте возникнет новодел "по мотивам", который можно будет использовать для любого прибыльного бизнеса.

Поэтому сегодня я, узнав о грядущей продаже дома, сходил и запечатлел этот особняк в его тихой разрушающейся старости. Листайте галереи, чтобы посмотреть все фото:

В этот раз я очень хочу ошибиться в своих домыслах - будет здорово, если дом Вальневой отреставрируют, и он будет служить для какого-нибудь хорошего дела. Можно было бы, например, организовать здесь музей истории ГУЛАГА, превратив первый на Севере дом "Последнего адреса" в мемориал жертвам репрессий.

Пусть дому Вальневой достанется порядочный новый владелец! И пусть наконец закончатся "страдания" этого забытого памятника нашего архитектурного (и не только) прошлого.