Найти в Дзене
"Волость"

О нашем общем вкладе в экономическую стратегию

Как известно, введение льготного ипотечного кредитования для определенных категорий заемщиков не принесло в Кузбассе ожидаемого эффекта – нагрузка на семейный бюджет не снизилась, а наоборот увеличилась в связи с продолжающимся ростом стоимости квадратного метра. Более того, в мае отмечена тенденция на повышение процентных ставок  для ипотечных кредитов, не относящихся к льготным. С 7 мая на 0,4% стала дороже ипотека для заемщиков Сбербанка, с 11 мая на 0,5% – в «Газпромбанке». В первом случае она составляет теперь 8,15 на вторичном рынке и 8% во вновь строящемся доме, во втором – 7,5% при заключении любых сделок. Также в мае была повышена ставка рефинансирования ипотечных кредитов в «Альфа-банке» – до 8,29%.

На конец минувшего квартала средняя стоимость квадратного метра в регионе составляла 56,9 тыс. рублей. Годовой рост, таким образом, составил 9,2%. Правительство, которое ровно год назад «грозилось» выйти на приемлемые для региона цифры и строить до 2 млн квадратных метров в год, чтобы достичь коэффициента 0,85 кв. м на человека, сегодня в беспомощности разводит руками. Как и в случае с планируемым грандиозным увеличением добычи и продажи угля, невиданные доселе факторы открылись и местным специалистам по строительству. «Если бы мы остались при старой цене, то точно потеряли бы строительную отрасль в Кузбассе», — сетует на непредвиденные экономическим блоком обстоятельства заместитель губернатора Глеб Орлов. А так… Ну, скорректировали объемы сдачи жилья – подумаешь, эка невидаль. Хотя и непонятно – то ли спрос на дорогущий товар упал, то ли денег на реализацию планов не подвезли, то ли мощности отраслевых предприятий оставляют желать лучшего.

Скорректировали, причем, серьезно. Еще в мае губернатор Сергей Цивилев громогласно обещал сдать к концу 2020 года 1,237 млн кв. метров, приговаривая при этом: «Несмотря на ситуацию с коронавирусом, мы продолжаем много строить: и социальных объектов, и жилых домов». В октябре того же года он же был вынужден сделать проклятущую болезнь крайней: «Изначально на этот год план был 1,2 млн кв. м нового жилья, но из-за пандемии его пришлось скорректировать — до 830 тыс. кв. м. Но мы его перевыполним, подойдем к 1 млн кв. м». В итоге, не удалось ни миллиона сдать, ни 830 тыс., ни утвержденные в начале года плановые 805 тыс., отчитались только за 768,4 тыс. квадратных метров, из которых 439,5 тыс. (57 процентов) приходится на индивидуальное строительство.

Корректировка плановых данных – это еще полбеды, к красочным прожектам, сменяемым суровой действительностью, мы уже как-то привыкли. А вот то, что, по словам Орлова, рост стоимости квадратного метра позволил спасти отрасль – ранит в самое сердце. Поневоле проникнешься и начинаешь понимать, почему растут цены на ЖКХ, на проезд в общественном транспорте, на бензин и продовольственные товары… Да на все, кроме реального среднедушевого дохода. Мы, зачищая собственный кошелек, а не только исправно платя налоги, оказывается, спасаем отлаженные этими специалистами экономические механизмы в стране. Серьезное увеличение цен на жилье – это не какая-то там инфляция, не особенность выстроенной и всячески поддерживаемой экономической модели, а наш общий вклад в развитие будущего капиталистического рая. Чтобы быть сопричастными с теми, кто глаз не смыкает, чтобы сделать нашу жизнь еще прекраснее.

А вот и некоторые итоги творческого подхода к ценообразованию в Кузбассе, связанному со спасением строительной отрасли. Сделок с недвижимостью в прошлом году было зарегистрировано почти на треть меньше по сравнению с 2019 – 55,4 тысячи. «Минус» составил 24,7 тысячи. По данным Кемеровостата, общая площадь жилых помещений, на которые были зарегистрированы права, составила в 2020 году 2 017,1 тыс. кв. метра. Почти столько же, сколько губернатор планировал строить в год, правда, здесь, в основном, речь идет о сделках с «вторичкой» на фоне естественной миграции. В 2019 году, до того, как был взят курс на интенсивность гражданского строительства, этот показатель составлял 2 489 тыс. кв. метров. Такие вот успехи удалось развить на финишной прямой, идя навстречу 300-летию со дня освоения Кузнецкого угольного бассейна.

Словом, дела обстоят почти так, как и писала газета «Кузбасс» совсем недавно – в июле прошлого года: «Как отметил заместитель губернатора, строительные мощности Кузбасса сегодня таковы, что используется не только вся наша строительная техника, но и башенные краны, бетонные насосы, смесители, автокраны из Новосибирска, Красноярска, Алтая. «Но при этом стараемся, чтобы подрядчики были кузбасские, ведь мы строим для себя», – говорит Глеб Орлов”.

Евгения Шпакова