Если говорить о Гиперборее древней, исторической, то согласно первоисточникам климат в этой стране был мягкий. Но сложный. Оливковые рощи обильно плодоносили, однако, дожди шли медью. А это — больно. Так что, населяющие эту страну благоуханные мужи, благословением самого Аполлона поголовно наделённые поэтическим даром, видя приближение непогоды спешили воспарить над облаками. Они могли! Жёны же не могли и, видимо, использовали какие-то укрытия.
Позже появилась Туле — арктическая прародина арийцев. Истинных. И там-то климат уже был суров, как раса господ. Отмороженные германцы без колебаний поселили своих предков среди льдов, предоставив им растапливать снега врилем — мистической энергией, проистекающей из немыслимой силы духа.
Но в последние годы восторжествовало мнение, что в Гиперборее было тепло. Потому что Земля постоянно кувыркается, и полюса бродят, где этого захочет альтернативная версия истории. Это очень интересное мнение. Хотя и только с точки зрения медицины. Земля, ведь, не кувыркается на самом деле. Что не мешает климату меняться, следуя реальным, а не альтернативным законам.
Если исходить из локализации Гипербореи на Кольском полуострове, а не на затонувшем в Ледовитом океане острове (где не было настоящей суши, только шельфовые ледники), то там тоже было тепло. Континенты дрейфуют, и в мезозое Хибины крутились вблизи экватора. Постепенно они смещались к северу, но даже в палеогене, когда Кола уже, фактически, заняла современное место на карте, климат там оставался умеренным. Леса 40 миллионов лет назад росли до северного побережья Гренландии.
Но это прошлое — слишком давнее. Если же брать временной отрезок, исчисляемый не десятками миллионов, а десятками тысяч лет, то он целиком придётся на эпоху Вюрмского (или последнего) оледенения. Последнего, потому что, в квартере оледенений было много. Сформировавшиеся в неогене полярные шапки пришли в состояние неустойчивого равновесия, при котором незначительные даже в сумме астрономические факторы (солнечная активность, прецессия земной оси) могли, качнув чашу весов раз в 100 тысяч лет, запускать самоподдерживающийся процесс оледенения. Увеличивающаяся площадь ледника приводила к увеличению отражающей способности (альбедо) планеты, к падению среднегодовой температуры в полушарии и дальнейшему росту ледника. Глетчеры наступали к экватору до тех пор, пока иссушение климата не приводило к снижению количества облаков, падению альбедо, и повышению средних температур.
Как выглядела Европа 20 тысяч лет назад можно видеть на карте. Серым на ней отмечены тундры — современного типа, имеющие в основе вечную мерзлоту. Собственно, и 100 тысяч лет назад, когда Вюрм только начался, Европа выглядела примерно также, не считая конкретных границ ледника. Кольский полуостров, впрочем, оставался покрытым льдом весь этот период. В тундре же, кстати, не жили даже мамонты. Они водились только южнее серого — в тундростепях. Там же, но не на сером, водились и люди.
Но, кстати, о мамонтах. Может и даже должен возникнуть правильный вопрос. Если они паслись только в причерноморской и средиземноморской тундре, то как их кости оказались далеко на севере — у самого Ледовитого океана? В высокие широты мамонты заходили на востоке Сибири. А там-то в ледниковую эпоху было относительно тепло. Благодаря чему и люди тоже могли жить в Сибири и даже перейти в Америку через Берингию.
Ледник — локальное образование, с широтами связанное слабо. Он сам, отражая свет и вымораживая окрестности ветрами, меняет климат вблизи собственных границ. В Европе его эпицентром, местом, где накапливалась критическая масса, являлась Скандинавия. Там плавучие льды могли соединиться с горными глетчерами. Гольфстрим, в наши дни согревающий Европу, в то время не работал. Напротив, Атлантику выстужали холодные течения от границы плавучих льдов. В тихоокеанском же регионе было несколько теплее. Пролив между Азией и Америкой отсутствовал, а значит, холодные воды Ледовитого океана не могли проникнуть в Тихий.
...Следующая карта раскрывает положение дел всего 10 тысяч лет назад — в дриасе. Формально, ледниковый период уже кончился, давно построен первый мегалитический храм, мамонты вымерли и даже Атлантида уже утонула. Но делу, как легко видеть, это помогло слабо. Ледник ещё не сдаёт Скандинавию. На юг от него до Альп протираются сухие тундры. Даже не степи. На восток — традиционные тундры с вечной мерзлотой. Непригодные для жизни и необитаемые. И в эту эпоху они проникают куда дальше на восток, чем в ледниковую, — Берингов пролив образовался и северная часть Тихого океана больше не работает, как грелка. Благодаря данному эффекту, кстати, несколько туш мамонтов и дошли до нас в замороженном состоянии. Животным удалось утонуть в болотах во время оттепели 40-50 тысяч лет назад. То есть, там, где в ледниковый период не было вечной мерзлоты, а появилась она, чтобы сохраниться до наших дней, лишь позже.
Что же касается Кольского полуострова и островов Северного Ледовитого океана, что сейчас климат там теплее, чем когда либо ранее, как минимум, за последние 100 тысяч лет.