Гебёкли-Тепе был построен более 12 тысяч лет назад. Это были трудные времена. Дикие. На планете наблюдался полный, или как ещё выражаются геологи, «поздний» дриас. Ледник таял, мамонты потихоньку вымирали, но ещё на что-то надеялись . Люди ходили в шкурах. И это в лучшем случае. Чаще — без них. Ибо, во-первых, ледник таял и в мехах становилось жарко, в во-вторых царящий вокруг мезолит не освободился ещё полностью от пережитков верхнего палеолита.
Атлантида будет воевать с Афинами за Сицилию только через 500 лет. А придумать эту историю Платону предстоит ещё только через 9.5 тысяч лет . Первые же несчастные, воспринимающие его фантастическое произведение, как историческую хронику, появятся ещё на 2000 лет позже.
И, вот, на фоне всего этого треша какие-то лохматые чуваки ломали головы, как им перетащить 10 тонный каменный блок на расстояние в полкилометра. От скалы, где он был выломан клиньями , до стройплощадки. Где должен был появиться первый в истории планеты храм.
Даже не один храм. Гёбекли-Тепе — храмовый комплекс из двух (предположительно) десятков разновеликих сооружений, похожих на миниатюрные — от 10 до 30 метров в диаметре — цирки. Внутри кольца сложенного из мелких, не подпадающих под определение «мегалиты», но не скреплённых раствором камней, в которое, явно с целью украшения, были интегрированы 3 метровые менгиры , по кругу располагались низкие каменные скамьи и грубые, изображающие животных, скульптуры. Очевидно, каждый из цирков являлся местом проведения ритуалов одним из связанных общей культурой племён.
И это был самый ранний вариант святилища. Через 2.5 тысячи лет Гёбекли-Тепе был перестроен. Круглые цирки сменились прямоугольными залами с полами из отполированных каменных плит. Скульптуры стали тоньше и разнообразнее. Колонны — намного выше. И, соответственно, тяжелее. Уже до 50 тонн. Камень покрыла резьба, изображающая животных и магические символы.
...То есть, с одной стороны, искатели додревних цивилизаций, обычно, представляют атлантов и гиперборейцев как-то иначе. Тоже зачем-то таскающими мегалиты, но, всё-таки, более цивилизованными. Но с другой стороны, и археологи были шокированы не меньше. Ибо явный же анахронизм! Мегалитическим храмам полагалось появиться лишь в неолитическую эпоху. Строители же, судя по рассыпанному на территории комплекса мусору , принадлежали к местной, ближневосточной — натуфилийской — культуре. Высокой для позднего дриаса. Но только для него. До неолита натуфилийцам было, как до Луны пешком.
Неолитическая культура предполагает наличие таких технологий, как обработка камня шлифовкой, сверлением и пилением (перечисленное не требует применения утраченных технологий и лазерных инструментов ), ткачество, изготовление горшков обжигом глины, эпизодическое, как минимум, применение меди, но главное, производящее хозяйство: скотоводство и земледелие. Но ничего этого строители комплекса ещё не умели. Однако, они уже были не горсткой охотников, кочующих в постоянных поисках пищи, а оседлым, довольно многочисленным и организованным племенем. Собственно, оседлыми собирателями. По образу жизни близкими к народам неолитическим. Для обозначения такого гибрида используется термин «докерамический неолит». То есть, уже, вроде бы, неолит, но пока вообще без неолита.
Гёбекли-Тепе, как и на 2500 лет более поздняя, но также «доземледельческая», первая на планете крепость Чатал-Хююк, располагаются на территории «плодородного полумесяца», игравшей в истории человечества особую роль. Например, именно здесь размножились заселившие Евразию кроманьонцы. Однако, именно в плане плодородия, полумесяц ничего выдающегося из себя не представлял. Климат не самый мягкий. Увлажнение недостаточное. На планете имелись и куда более продуктивные регионы.
Особенностью полумесяца являлись степи с дикорастущими злаками. В первую очередь, с дикой пшеницей, за неделю или две тяжёлой работы позволявшей племени создать запасы пищи на целый год. Аналогичные возможности обеспечивали далеко на востоке и заросли дикого риса, который приходилось собирать с лодок. Но лодки в мезолите уже были, как и микролиты для изготовления серпов. А собрав урожай, племя не только теряло мотив к странствиям, но и не могло уйти. Припасы весили слишком много. И люди начинали обживаться на определённом месте. И строить. У них появилась масса свободного времени для обработки и перетаскивания камней.
Появлялся и стимул к организации. Кормящую территорию и припасы нужно было оборонять от голодных бродяг. Что подразумевало объединение племён и решение между соседями споров переговорным путём. То есть, некоторое взаимопонимание, ощущение родства и наличие универсальных представлений о справедливости. Святилище, подразумевающее совместные работы, общие ритуалы, единство культуры и волю божеств, диктующую человеку нормы поведения, в свете этого стало не излишеством, а необходимостью.