Найти тему
Акварель с Кирой Салимовой

Всё об акварельных кистях

Оглавление

В акварели есть три слагаемых успеха: бумага, кисти и краски. И кисть можно поставить на первое место по важности. Более распространено другое мнение, когда на первое место ставят бумагу, однако по моим наблюдениям русского художника не напугать даже ватманом. Русские акварелисты ещё лет пятнадцать назад писали на нём, а некоторые и до сих пор пишут.

Поэтому давайте в первую очередь поговорим о кистях. Русский человек, повторюсь, привык к аскетике, поэтому может писать даже кисточкой для клея, однако кисти в живописи — это главный инструмент, продолжение руки художника, и знания о кистях нам нужны исчерпывающие.

У меня в руках белка №10, на столе лежит синтетический флейц
У меня в руках белка №10, на столе лежит синтетический флейц

Главные характеристики

Акварелист работает раствором пигмента, поэтому кисть должна набирать много воды. Также она должна легко отдавать воду.

Второе условие — это острый кончик или ребро. При работе акварелью нужна высокая точность наложения пятна, поскольку его край может двигаться по влажной поверхности, где всё и так плывёт. Также возможности что-то перекрыть и исправить у нас нет.

Три кистей вида по составу

Кисти для акварели бывают натуральные, искусственные и смешанные. Натуральные кисти чаще всего делают из ворса белки, соболя, волка и козы. Брать кисть из белки меньше пятого размера смысла нет, потому что натуральный ворс слишком мягкий, и его кончик будет «гулять».

Отличное соотношение цены и качества имеют китайские кисти для каллиграфии, поэтому некоторые акварелисты пишут только ими.

Слева направо: две каллиграфические кисти, синтетика пятёрка, снова две каллиграфические и козий флейц (он получился в профиль)
Слева направо: две каллиграфические кисти, синтетика пятёрка, снова две каллиграфические и козий флейц (он получился в профиль)

Искусственные кисти бывают жёсткими и имитацией под белку. Жёсткие берут мало воды, однако ими очень удобно писать детали и распределять краску в небольшом пятне. Поэтому классическими синтетическими кистями так любят работать ботаники.

В смешанных вариантах беличий ворс используется вместе с искусственными волокнами. Это удешевляет кисть и придаёт ей упругости.

Формы кистей

Раньше выбор был простой: кисти для акварели были только круглыми. Мы брали большую кисть, среднюю и маленькую и так работали. Сейчас, когда все кисти для акварели делают с острым кончиком, можно обойтись двумя круглыми кистями.

Кроме этого теперь распространены плоские кисти, кисти со скошенным краем, с кончиком «кошачий язычок», веерные, удлинённые и саблевидные кисти. Кроме этого для смачивания больших поверхностей предназначены большие плоские кисти, так называемые флейцы.

Минимальный набор новичка

Начинать работу стоит с классики — с круглых беличьих кистей с острой вершиной или с их качественной имитацией. Чтобы работать на форматах А4 и А3, достаточно иметь флейц, имитацию или натуральную круглую белку размеров №10 и №5 и небольшую синтетическую кисть. Остальные потребности придут с опытом.

Берегите вдохновение!

Ваша К. С.

Правда о художниках-реалистах, которых принято идеализировать

Наука
7 млн интересуются