Найти в Дзене

Второй оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ: электронный аукцион

Электронный аукцион в настоящее время является наиболее распространенным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Который, очевидно, будет востребован и после вступления в силу грядущих изменений, предусмотренных вторым оптимизационным пакетом поправок к Закону № 44-ФЗ (Законопроект № 1100997-7 – далее по тексту Законопроект).

Поэтому особенно важно обратить внимание на то, что, новая процедура будет существенно отличаться от действующей сейчас. В данном материале постараемся рассмотреть основные изменения.

Отсутствие документации о закупке. Как и в других открытых конкурентных процедурах, она не предусматривается и не будет составляться, а основным документом станет извещение.

Исключат условие о том, что заявка на участие состоит из двух частей. Заявка будет представлять собой единый документ, включающий в себя все необходимое, в том числе: сведения об участнике; предложение в отношении объекта закупки, а также другие документы и информацию, подтверждающие соответствие участника требованиям законодательства и документации (например: декларации, подтверждение национального режима и прочие).

Еще одной важной особенностью процедуры станет то, что все участники, подавшие заявки, автоматически получат доступ к процедуре подачи ценовых предложений, которая будет проводиться через 2 часа после окончания срока подачи заявок. Только после нее заказчик получит от оператора заявки, которые и будут рассматриваться комиссией.

Минимальные сроки подачи заявок на участие останутся прежними: 15 дней для «длинного» и 7 дней для «короткого» аукциона. Автор напоминает, что условие о том, будет ли аукцион коротким или длинным связано с размером начальной максимальной цены контракта. Если она не превышает 300 млн руб. (или 2 млрд руб. по стройкам), то аукцион «короткий», а если превышает, то, соответственно, «длинный». Однако стоит отметить, что Закон № 44-ФЗ ни сейчас, ни в будущем не устанавливает максимальных сроков подачи заявок.

Именно в течение срока подачи заявок может возникнуть потребность во внесении изменений в извещение либо в отмене объявленной процедуры. Оба таких действия в отношении электронного аукциона Законопроектом предусматриваются.

Так, внесение изменений в извещение о закупке будет допустимо не позднее чем за 1 раб. день до даты окончания срока подачи заявок, вместо 2 календарных дней, установленных сейчас. При этом также закреплено требование касательно продления срока подачи заявок: при внесении изменений в «короткий» аукцион срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы со дня, следующего за днем размещения изменений, до окончания срока подачи заявок такой срок составлял не менее 3 дней, а для «длинных» аукционов – не менее 7 дней.

Отдельно хотелось бы обратить внимание, что Законопроектом установлен запрет на внесение изменений в части двух условий: увеличения размера обеспечения заявки и наименования объекта закупки.

Примечательно, что новая формулировка устанавливает запрет на изменение исключительно наименования объекта закупки, что означает возможность корректировки характеристик закупаемой продукции, а также количества товаров либо объемов работ, услуг.

Действующая сейчас редакция Закона № 44-ФЗ запрещает изменение объекта закупки в целом, что в первую очередь подразумевает запрет на изменение как раз характеристик продукции, а с точки зрения некоторых контролеров такой запрет распространяется и на объем товаров, работ, услуг.

Заслуживает внимания и формулировка условий отмены процедуры. Новой нормой предусмотрено, что совершить такое действие можно будет до окончания срока подачи заявок. Однако также установлено правило, что для этого заказчик формирует и размещает в ЕИС извещение об отмене не позднее чем за 1 раб. день до даты окончания срока подачи заявок. А определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения в ЕИС указанного извещения. Из чего в таком случае следует, что отмена процедуры фактически будет возможна за 1 раб. день до окончания срока подачи заявок.

Некоторая трансформация произойдет и со стадией подачи ценовых предложений. Кроме того, что торг по цене будет начинаться через 2 часа с момента окончания срока подачи заявок, скорректирован и период приема ценовых предложений.

Он будет составлять 4 минуты вместо существующих сейчас 10 минут с момента начала процедуры. При этом, если в это время поступило предложение о цене, период подачи будет автоматически продлеваться на 4 минуты с момента его поступления.

После того как все желающие участники сделают свои ценовые ставки, и процедура подачи ценовых предложений завершится, оператор должен будет выполнить следующие действия:

· произвести ранжировку заявок;

· сформировать протокол подачи ценовых предложений;

· разместить его в ЕИС, на самой площадке, и направить заказчику вместе с заявками и документами, информацией каждого участника закупки из ЕРУЗ, а также сведениями, подтверждающими соответствие таких участников дополнительным требованиям (если они установлены).

На все эти мероприятия у оператора в наличии максимум 1 час с момента завершения процедуры подачи ценовых предложений.

Касательно вопроса рассмотрения заявок: предусмотрено, что срок их рассмотрения не должен будет превышать 2 раб. дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок. Однако дата их рассмотрения не должна быть позднее даты подведения итогов, установленной в извещении.

Для всех конкурентных закупок, в том числе для электронного аукциона, Законопроектом предусмотрены два новых основания для отклонения заявки, а именно:

· выявление отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным п. 4 ст. 2 Закона № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия)
на недружественные действия США и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки
работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ (пока такой перечень не сформирован);

· в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 45 закона № 44-ФЗ (данная норма содержит основания для отказа в принятии гарантии, если в извещении о закупке установлено требование об обеспечении заявки).

Протокол должен будет формироваться в структурированной форме посредством электронной площадки и подписываться персональной электронной подписью каждого члена комиссии.

Стоит обратить внимание, что в оптимизационном пакете поправок больше не предусматривается правило о рассмотрении заявок до обнаружения 5 соответствующих требованиям, что означает обязанность членов комиссии рассматривать и принимать решение в отношении всех заявок, направленных заказчику оператором, независимо от их количества.

Еще одно важное изменение произойдет в части сроков обмена информацией на этапе заключения контракта.

Так, проект контракта на подпись участнику необходимо будет направлять не позднее 2 раб. дней, следующих за днем размещения в ЕИС итогового протокола.

Участник, с которым заключается контракт, должен будет не позднее 5 раб. дней, следующих за днем получения такого проекта выполнить одно из следующих действий:

а) подписать проект контракта (и одновременно с этим предоставить обеспечение его исполнения, а также подтвердить свое соответствие антидемпинговым мерам (если для этого возникли основания);

б) оформить протокол разногласий.

В случае, если участник подписал контракт без направления протокола разногласий, то не позднее 2 раб. дней, следующих за днем его получения, заказчик подписывает контракт со своей стороны.

Если же участник все же направил протокол разногласий, то дальнейшая схема подписания контракта будет выглядеть следующим образом.

1. Заказчик рассмотрит протокол разногласий и должен будет либо сформировать и направить на подпись участнику проект контракта с учетом информации из протокола разногласий, либо сформировать проект контракта без учета или с частичным учетом информации из протокола разногласий. В последнем случае необходимо будет также разместить информацию о причинах отказа.

2. Участник не позднее 1 раб. дня после получения вышеуказанной информации должен будет подписать контракт.

3. Подписанный участником контракт направляется заказчику, который подпишет его в срок, также не превышающий 2 раб. дней.

Важно помнить, что мораторий на заключение контракта до истечения 10 дней с даты публикации итогового протокола сохраняется.

Автор статьи: Снежана Постовалова, ведущий юрисконсульт Экспертного центра Института госзакупок

Источник: ежемесячное электронное издание «Вестник Института госзакупок» (выпуск № 5 (81), май 2021 г.)

Видео по данной теме можно посмотреть на Ютуб Канале Института госзакупок: