Найти тему
Советы мечтателям

Плюсы и минусы работ в большой и малой компаниях

Я в авиации без пары недель уже 14 лет. За это время успел побыть на разных ролях от диспетчера регистрации до генерального директора авиакомпании. Попробовал себя за это время в десятке организаций. Работал на себя, работал на разных постах в небольших компаниях, занимал от низших до руководящих позиций в самой крупной авиакомпании страны и не только. Поэтому хотел бы сделать промежуточные выводы для тех, кто планирует себе будущее, либо подумывает о смене рабочего места.

1. Работа в крупных компаниях. Расскажу на примерах из авиации, на примере большого национального перевозчика. Во-первых, о плюсах: берут молодёжь без опыта работы, обучают с нуля, причём достаточно качественно, можно попробовать работу с лучшими образцами техники, можно посмотреть на коллег и изучить что-то смежное, можно попробовать перевестись и увидеть с другой стороны, документы в самом лучшем из возможных состояний (хоть и не без грехов, но простой сотрудник эти ляпы просто не сможет вычислить, а тем более отличить от лазеек), попасть достаточно просто – текучка есть, из-за этого постоянный набор, информация на ХХ и сайте организации, стабильная белая зарплата, премии, надбавки. То есть если ты, например, центровщик, то тебя качественно обучат чуть ли не с нуля (ну если есть остатки университетских знаний), дадут в пользование одну из наиболее современных программ, ты будешь работать с большими современными самолётами, качественно изучишь свою составляющую, а заодно работу ДОПа, а при желании сможешь сам стать ДОПом. Из минусов: внутренние переводы не поощряются, в компании привыкли, что люди работают десятками лет на одном месте, тем более, что столько потратили усилий на обучение, вырасти реально в должности, только в лучшем случае это все равно займет несколько лет. Первый год ты будешь считаться новичком, ответственные задачи доверять не будут, а качественным сотрудником только года через три. Как правило, строго контролируется пунктуальность. Имеется огромная система разнообразных штрафов. Излишняя самодеятельность не приветствуется, основная задача – не потерять премию. Премию платят по умолчанию. То есть, если ты пытаешься схватить огромный объем работ, то премия будет такая же, как у менее инициативного коллеги, но при этом если ты допустишь ошибку, то премии лишишься, несмотря на то, что ты успел сделать хорошего. То есть учитываются только косяки, а успехи – не особо. Хотя есть внутренние руководители, которые пытаются действовать более справедливо, но это единицы и в небольших коллективах. В твоем коллективе может быть несколько сотен работников, и ты всего лишь производственная единица. На непроизводственных должностях свободы, естественно, больше, но тоже хватает нервозности. Все мы помним, что даже самую простую задачу можно сделать невыполнимой, если провести достаточное количество совещаний. Совещаний огромное количество, ещё больше отчётов об отчётах на отчёты. Все регулярно отчитываются, это все подолгу обсуждается и уходит наверх. Согласования – отдельная история. Письмо в три строчки будет писаться неделями, так как его необходимо согласовать с десятком лиц, каждый из которых захочет внести небольшие корректировки, в результате которых письмо потеряет первоначальный смысл и превратится в пустую отписку. Все дела нужно было сделать ещё вчера, но потеряют свою актуальность именно в момент, когда будут сделаны. Бюрократия затягивает, простые дела совершаются подолгу, так как никто не хочет нести за что-то ответственность, но хочет быть причастным к положительному результату. Затягивание вопросов имеет место быть со стороны некоторых руководителей, но такие не все. Просто чем больше начальников – тем больше мнений, а окончательный итог любой работы должен учитывать их все. Поэтому в документах имеются противоречия. Чтобы произвести закупку очень важного и срочного оборудования необходимо сформулировать и защитить на совещаниях ТЗ, провести тендер, выбрать победителя, заключить договор, предварительно его согласовав, произвести приёмку пробной партии, получить основную партию, произвести оплату, закрыть документы. Это может занимать до полугода.

-2

2. Работа в небольших компаниях (от 10 до 200 сотрудников). Здесь тоже есть много нюансов. Во-первых, здесь чаще берут по блату, так как вакантных мест мало, а знакомые есть у всех нас. Поэтому человек с улицы имеет шансы попасть, но не факт, что сможет узнать о вакансии. Чаще всего организация сама роется в резюме и ищет кандидатов, так как в противном случае получит тысячу резюме на одну вакансию. Зарплата не всегда белая, чаще бывает серая, хотя имеется тенденция к обелению зарплаты, правда, из-за этого сокращается количество таких организаций, так как они теряют все преимущества по сравнению с гигантами и теряют рынок, способствуя его монополизации. Проще поговорить с генеральным директором, так как он находится среди сотрудников. В больших организациях даже к ЗГД просто так не попасть, а то и к своему непосредственному руководителю. Вообще, внутренние отношения проще и коллектив намного сплочённее. Здесь ожидают кандидатов с уже определенным опытом, обучением занимаются по «бразильской системе»: начинай делать, а в процессе разберешься. При этом ты делаешь функционал нескольких отделов крупной организации, но при этом имея меньший объем работы по каждой функции. В авиакомпании «Центр-Юг» я занимался одновременно ведением ресурса мест, управлением продажей, тарифной политикой, взаимодействием с аэропортами и представительствами, работой с агентствами, организацией перевозок грузов и почты на регулярных рейсах. В Аэрофлоте этим занимается несколько департаментов, так как количество рейсов несопоставимо, кроме того там задачи намного сложнее, однако сам факт того, что я могу делать всё по чуть-чуть имеет место быть. Отчётность – минимальная. Главное доложить генеральному директору в тот момент, когда он интересуется, либо регулярно отправлять отчёт о проделанной работе в WhatsApp в двух-трех строчках. Руководителей минимум, письмо официальное готовится за 15 минут. Совещания проводятся пару раз в неделю в лучшем случае. Премиальное вознаграждение за качество работы в виде бонуса чаще всего есть, поэтому все стараются работать на результат, зарплата выходит тоже побольше. Но могут быть проблемы с оргтехникой и канцелярией. Иногда приходится что-то делать на дому и постоянно быть на телефоне. Зато и график может оказаться более мягким – можно пару дней посидеть подольше, а сделав дело раньше срока – отпроситься на день.

-3

3. Работа на себя. Своё дело и сам на себя – это сплошная свобода. Ты сам себя контролируешь. Чаще всего офис тебе не нужен, им может быть твой дом или машина. Ты зависим только от себя, сколько заработаешь, столько и получишь. Каждый отпуск и выходной является отпуском за свой счёт. С другой стороны ты можешь сам планировать рабочее время. Письма пишутся за 15 минут, чаще всего с домашнего принтера и сканера. Бухгалтерия ведется с ноутбука самостоятельно в простейшей версии 1С. Платежки уходят в банк чуть ли не с телефона. В последнее время в крупных городах так работать уже невозможно. Мои товарищи в Хабаровске ещё занимаются так грузоперевозками, вроде бы на хлеб хватает. Кто-то так же возит грузы из КНР, сам мотаешься между таможней, банком и портом. Это пока ещё реально. Товарищ мой занимается ремонтами, имея несколько знакомых бригад работников из СНГ, гоняет с объекта на объект.

Резюмирую. Плюсы есть везде. Вопрос в том, насколько вы самостоятельны и инициативны. Если способны что-то делать сами, вам интересно работать, вы не боитесь рисковать, то чем меньше коллектив, тем Вам лучше. Это же правило работает и в обратную сторону.

-------------------------------------------------------------------------------

Копия данной статьи расположена на платформе Livejournal по адресу:

https://travelfoxes.livejournal.com/163040.html

Автором данной публикации является владелец данного канала. Статья не содержит конкретных данных по какому-либо рейсу и перевозчику, не содержит конфиденциальную и коммерческую информацию. Статьи могут содержать фактические неточности в силу того, что являются воспоминаниями, а не источником официальной информации. В силу специфики канала - автор не может публиковать собственные фотоматериалы из контролируемой зоны аэропорта, поэтому фотоматериалы используются из сети Интернет, находящиеся в открытом доступе, которые могут помочь понять особенности объекта статьи. В силу особенностей политики Яндекс.Дзен, фотоматериалы на канале Яндекс.Дзен представляются в ограниченном объёме.