В различных странах в разные годы измеряли уровень промилле по-разному. Сравнение получается довольно любопытным – от курьезов до экзотики.
Вообще такие измерения на дорогах начаты уже более 100 лет назад. Если верить статистике, 1-м оштрафованным по алко-причине стал таксист в Великобритании, после 1 бокала пива пойманный за рулем доблестными стражами английских дорог.
А потом постепенно отловы на дорогах начали распространяться в другие страны, города и веси.
Вот взять, к примеру, наше же государство, но в советское время. У нас отловы водителей вошли в норму с 1950-х гг.
Сначала шоферов общественного транспорта и различных организаций проверяли перед их выездом из парков.
Причем обязанность контроля была закреплена за сотрудниками самих таких организаций. При наличии «выхлопа» путевой лист водителю не давали и в рейс его не выпускали.
Активизировались и ГАИ. Они могли как коршуны ревизоры налететь на предприятия с инспекцией, а на трассах останавливали водителей всё чаще.
Так вот в 1-е время у них никаких специальных приборов не было, все измерялось… на глазок. Или, как тогда говорили, по инструкциям осведомительного характера.
Можно лишь догадаться, как у гаишников при таких проверках усовершенствовались:
1) обоняние (водителей элементарно обнюхивали),
2) слух (улавливали нарушение речи у них),
3) зрение (у них отмечали покраснение глаз и изменение цвета кожных покровов, а также запотевание стекол машин)
4) и прочие органы чувств.
1-й анализатор появился в виде системы стеклянных трубок, куда надо было подуть. Внутри находился сухой реагент. Если он становился зеленым – водителя отстраняли от управления транспортным средством и штрафовали.
Это был химический метод Мохова–Шинкаренко.
Также в конце 1970-х гг. начали использовать довольно немаленькие по размерам 5-килограммовые ППС-1 и ПЭГАС. Это были электрохимические алкотестеры, и работали они только на стационарных пунктах – от стационарной же сети.
Это были не самые удобные приборы, и на дорогах, вдали от пунктов, милиционеры продолжали водителей «измерять на вкус и цвет».
Шутки шутками, но даже в современных Америке (США, Канаде, Мексике) и Австралии при сомнительных случаях, не полагаясь только на измерительные устройства, водителя могут попросить выполнить определенные упражнения:
1) закрыть глаза и дотянуться до носа пальцем
2) и (или) пройти ровно по прямой,
3) а также присесть-встать, не теряя равновесие.
В США размеры штрафов при пьяной езде различны для разных штатов и могут назначаться судом в каждом конкретном случае. Но, как правило, они «стартуют» от 1000 долл.
В современной Европе в основном также применяют алкотестеры.
Наиболее суровы в отношении пьяной езды законы в Чехии, Венгрии, Словакии и Румынии (раньше так было и в Хорватии). Там определяют наличие и «дозу» алкоголя в крови и оценивают 1 промилле как 1 грамм этилового спирта на 1 килограмм веса автовладельца. При особо злостных нарушениях могут даже в тюрьму посадить.
Правда, в европейских государствах делают скидку на сбои в работе измерительной техники и принимают за норму погрешность в 0,2 промилле. В целом уровень не должен быть более 0,5 промилле.
А вот, к примеру, в Германии прибор, показавший до 1,1 промилле, автоматически делает водителя пешеходом на целый год.
В большинстве стран Азии закон еще строже. Так, в Брунее и ОАЭ вообще общепринят сухой закон. И дороги в этом плане – лишь частный случай. В Китае же пьяного водителя могут даже казнить.
В Японии «всего лишь» штрафуют, зато размеры штрафов не малые: от 8700 долл. и выше для сидевшего за рулем и плюс от 3000 долл. – для каждого ехавшего вместе с ним совершеннолетнего пассажира. То есть ответственность распространяется на всех, а не только на водителя.
В Африке в большинстве стран нижний порог – 0,8 промилле, а наказания – довольно строгие. Там также до сих пор не полагаются полностью на измерительные приборы (перенятые у европейцев), но зачастую ориентируются на органы чувств дорожных инспекторов.
Вот так-то. Учитывайте все указанное, уважаемые туристы, когда собираетесь брать в аренду автомобиль за границей на отдыхе.
А чтобы не попасть под штрафные и прочие санкции закона ни в России, ни в других странах, читайте, когда можно садиться за руль после выпитого.