Москва первой из российских регионов выпустит зеленые облигации. Полученные от размещения этих облигаций средства направят на финансирование и рефинансирование городских экологических проектов, в первую очередь на снижение выбросов от автотранспорта.
Зеленые облигации выпускаются для финансирования экологических проектов. Основные принципы сформированы международной организацией International Capital Markets Association (ICMA) и называются Green Bond Principies (GBP). Соответствие этим принципам удостоверяется компанией-верификатором (как правило, кредитными рейтинговыми агентствами).
Бонд. Зеленый бонд
Первые зеленые облигации выпустил Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) в 2007 году. Climate Awareness Bonds – бонды климатической направленности – были предназначены для финансирования проектов возобновляемых источников энергии и повышения энергоэффективности.
В 2008-м облигации с маркировкой «зеленые» выпустил Международный банк реконструкции и развития (МБРР), входящий в группу Всемирного банка. Годом ранее к нему обратилась группа шведских пенсионных фондов: они хотели вложить средства в проекты, которые бы положительно влияли на климат. Но понятных способов поиска и отбора таких проектов не было, и Всемирный банк нашел, как это сделать. Кроме того, он впервые применил при отборе независимую оценку на предмет соответствия экологическим требованиям. В итоге порядка 2,85 млрд шведских крон были направлены на финансирование зеленых проектов в аграрном секторе, переработку отходов в лесном хозяйстве. Так зеленые облигации превратились в интенсивно растущий сегмент рынка ценных бумаг.
Инвестиции в будущее
Правительство Москвы утвердило эмиссию зеленых облигаций в конце апреля этого года. Ранее была одобрена концепция выпуска, документ соответствует принципам зеленых облигаций ICMA, а также методическим рекомендациям по развитию инвестиционной деятельности в сфере зеленого финансирования в Российской Федерации, разработанным «ВЭБ.РФ».
Полученные от размещения зеленых облигаций средства должны пойти на ключевые городские экологические проекты. Так, в 2021–2023 годах город ждет обновление автобусного парка Москвы, а также строительство Большой кольцевой линии метро (БКЛ).
Электробусы
По данным экспертов, сегодня 93% вредных выбросов в Москве приходятся на автомобили, поэтому в первую очередь городские экологические проекты направлены на решение проблемы с транспортом.
Так, одна из задач – замена дизельных автобусов на электробусы. Сегодня по улицам города курсируют уже около 600 электробусов, в планах – до 2023 года закупить еще больше 1,5 тыс.
Вторая задача – строительство Большой кольцевой линии московского метро. Длина линии составит 70 км. Согласно концепции зеленых облигаций, средства планируется направить на финансирование строительства 18 станций и 43,8 км линий, а также реконструкцию трех станций и четырех километров линий БКЛ.
По оценкам экспертов, благодаря открытию движения по новым участкам БКЛ в 2023 году не менее 10 тыс. автомобилей перестанут ежедневно выезжать на улицы города, что приведет к снижению выбросов загрязняющих веществ на 885,5 т в год, а углекислого газа – на 20,9 тыс. т в год.
Замена одного дизельного автобуса на электробус обеспечивает
- Снижение выбросов загрязняющих веществ на 260,5 кг в год для класса "Евро-4" и на 189 кг в год для класса "Евро-5";
- Сокращение выбросов СО2 в среднем на 60,5 т в год.