Норма управляемости – это установленная численность работников или структурных подразделений, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю. Она позволяет рационально и эффективно организовать работу аппарата управления.
Справочно:
к категории «Руководители» относятся служащие, в рамках определенных полномочий осуществляющие организационнораспорядительные (руководящие, организующие, направляющие, координирующие и контролирующие) функции применительно к организации, соответствующим структурным (обособленным) подразделениям, работникам, направлениям деятельности.
В настоящее время законодательство о труде не содержит обязательных норм при создании структурных подразделений.
Сведения о нормах управляемости содержатся в Общих положениях ЕКСД, а также в Рекомендациях № 25.
Документ:
Общие положения Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения ЕКСД).
Документ:
Рекомендации по разработке примерных структур и штатных нормативов численности работников аппарата управления коммерческих организаций государственной формы собственности и организаций с долей собственности государства в их уставных фондах более 50 процентов, утвержденные постановлением Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь от 09.03.2004 № 25 (далее – Рекомендации № 25).
Так, при разработке структуры рекомендуется учитывать следующие нормы управляемости (п. 14 Рекомендаций № 25):
– управление, служба создаются при численности работников в их штате не менее 7 человек, включая должность руководителя;
– отдел создается при численности работников в его штате не менее 4 человек, включая должность руководителя;
– сектор (бюро, группа) создается при численности работников в его штате не менее 3 человек, включая должность руководителя.
В такой же редакции нормы управляемости изложены в п. 10 Общих положений ЕКСД.
Данные нормы носят рекомендательный характер, поскольку, например, в Общих положениях ЕКСД указано, что «наниматели могут предусматривать следующие нормы управляемости, если иное не установлено законодательством», что означает, что нормы управляемости являются рекомендательными для коммерческих организаций независимо от формы собственности.
Таким образом, наниматель самостоятельно с учетом осуществляемых видов экономической деятельности, особенностей организационной структуры и т.д. при создании структурных подразделений может устанавливать в локальном правовом акте свои нормы управляемости.
Например, такими нормами могут быть для руководителя предприятия и его заместителей – 5–10 человек, для управляющих отделениями, начальников цехов, производственных участков – 4–8 человек, для бригадиров – 20–30 человек.
Существуют подходы, когда нормы управляемости ставят в зависимость от степени стандартизации процессов. В этом случае нормы управляемости могут иметь следующий вид:
Практика показывает, что диапазон норм управляемости весьма широк и определяется многими факторами. Однако в общем случае можно вывести следующую зависимость: если менеджер постоянно тесно взаимодействует со своими подчиненными, норма управляемости невелика, в тех случаях, когда такая необходимость отсутствует, норма может быть увеличена.
К факторам, влияющим на увеличение нормы управляемости, принято относить следующие:
1) стабильный, рутинный характер поручаемых подчиненным заданий;
2) все подчиненные находятся в одном помещении;
3) сотрудники весьма опытны, жесткий контроль над их деятельностью нецелесообразен;
4) выполнение рабочих заданий регламентируется правилами и процедурами;
5) отсутствует острая необходимость в осуществлении не связанных с непосредственным управлением персоналом функций (координации действий с другими отделами или планирования).
Один из самых обоснованных подходов к определению норм управляемости – это определение их на основе проектирования рациональной технологии управления и расчета трудоемкости операций, выполняемых руководителем.
Все виды работ, выполняемых управленческим персоналом, условно можно разделить на четыре группы:
1) проектная работа – стратегическое планирование, меры по улучшению качества продукции, увеличение производительности труда, снижение себестоимости, повышение культуры производства;
2) оперативная работа – текущая работа, направленная на выполнение сменных заданий, контроль производственной дисциплины, выполнение правил техники безопасности;
3) работа с персоналом – проведение инструктажа, обсуждение проблем, связанных с заработной платой, приемом, увольнением и др.;
4) внешние связи – осуществление взаимодействия со сторонними организациями по финансовым, техническим, экологическим вопросам, а также по вопросам сырья, расходных материалов, логистике и т.д.
Для расчета фактической трудоемкости работ (Тф) необходимо определить, какие типовые виды работ выполняет руководитель в течение определенного периода, сколько времени он тратит на них и какова частота их повторения. Для этого необходимы соответствующие наблюдения и нормативы. Рассмотрим пример расчета загрузки мастера производственного участка .
Продолжение: https://www.nitt.by/aktual/vse-temy/kak-ustanovit-i-proverit-normy-upravlyae