Найти в Дзене
Яндекс Учебник

5 шагов к индивидуальной образовательной траектории ученика: пример из жизни

Оглавление

Рома перешел в новую школу в 8 классе. У мальчика сразу начались проблемы с обучением. Вроде сообразительный парень, оценки в прошлой школе были отличные и хорошие, но с переходом в новую школу он вообще перестал заниматься. Рома не хотел переезжать, уходить из старой школы, поэтому отталкивал от себя новых учителей. С одноклассниками даже не пытался найти общий язык. Рома не выполнял задания на уроке, не делал домашнее задание, когда спрашивали — чаще молчал или говорил, что не готов.

Чтобы не упустить ситуацию, решили спроектировать индивидуальную образовательную траекторию. Она помогает ученикам справиться с трудностями в обучении и в начальной, и в средней, и в старшей школе.

Индивидуальная траектория. Что это?

Новые стандарты ФГОС требуют изменить фокус обучения так, чтобы ребёнок стал субъектом своего образования. На первый план выходят его интересы, возможности и потребности. В этом и состоит основной принцип индивидуальной образовательной траектории — ученик становится активным участником процесса образования. Он непосредственно участвует в выборе траектории и несёт за этот выбор ответственность.

Задача учителя — не просто выдать задание, которое соответствует уровню ученика, а помочь сделать самостоятельный выбор. Вопреки расхожему мнению, нельзя назвать индивидуальным подходом в образовании стратегию, когда учитель просто делит класс на слабых и сильных и даёт им разные по сложности задачи. Это может усугубить неравенство между отстающим и успевающим.

На международной научно-практической конференции «Тенденции развития образования» заведующая лабораторией индивидуализации и непрерывного образования Московского городского педагогического университета (МГПУ) Татьяна Ковалёва сказала:

«Если мы обсуждаем индивидуализацию, которая выводит нас на разное содержание, то, действительно, она усиливает этот контекст неравенства. Если же мы обсуждаем содержание как единый учебный материал, а индивидуализацию — как контекст способов освоения этого материала, то в этой логике она, наоборот, расширяет возможности, работает на равенство, потому что увеличивает число способов освоения одного и того же учебного материала».

Задача индивидуализации образования — научить детей самостоятельно управлять своей образовательной траекторией. Путь к успешному решению этой задачи может быть разным. Мы собрали основные принципы построения индивидуальной траектории.

Шаг 1. Подготовка

Можно было вызвать родителей Ромы в школу, рассказывать как сложно обучать их ребенка и просить повлиять на него. Можно было дать ему дополнительные задания, рефераты и контрольные работы. Но давайте будем честны — такой подход не работает.

Чтобы успешно применять индивидуальный подход в образовании, важно отталкиваться от самого ученика, включаться в его активную познавательную деятельность. Учитель информатики школы № 2120 Мария Скорикова говорит, что для построения индивидуальной образовательной траектории нужно учитывать несколько факторов.

1. Возраст ученика

Младший школьник отличается от подростка не только знаниями, но и психологической подготовкой. Если учитель успешно реализовал индивидуальный подход в образовании с девятиклассником, то та же схема не сработает во втором классе. Замечательно, если есть возможность подключить школьного психолога и определить сильные стороны ребёнка, его психологическую готовность к обучению, и учитывать эти факторы в дальнейшем.

2. Активность ученика

Обучение может быть инициировано педагогом и включать элементы активности ученика. Например, учитель выбирает тему и сложность заданий, а ребёнок только определяет их количество. Следующий этап наступает, когда учитель и ученик равны по активности в организации обучения: школьник проявляет инициативу в выборе формата заданий, сам ищет темы для самостоятельного изучения, но это происходит не постоянно, а наравне с учителем. И «продвинутый» уровень — педагог только поддерживает инициативу школьника.

3. Цель образования на определенный период

Учитель, реализующий индивидуальный подход в образовании, понимает, в чём преимущества создания индивидуальной траектории, и знает, какие навыки необходимо развивать. Он видит ученика в точке «А» и может спрогнозировать его маршрут к точке «Б».

4. Увлечения школьника

Мягкая мотивация всегда лучше жёсткой. Если зайти со стороны интереса ученика, ему будет легче включиться в процесс и взять инициативу в свои руки.

Представьте эту информацию в виде кубиков, у которых каждая грань разного цвета. Если мы сложим их в правильном порядке, грань к грани — получится индивидуальная образовательная траектория, подходящая для конкретного ученика в конкретный период времени.

Учитывать все четыре фактора необходимо, но это лишь первый этап. Для построения успешной индивидуальной траектории важно предпринимать и другие шаги и не бояться изменить запланированное, если нет положительной динамики.

Для Ромы тоже составили предположительную траекторию и начали подбирать недостающие элементы. Получилось не сразу. Были и промахи, но постепенно пазл складывался.

Шаг 2. Дать выбор

Мы помним, что ребёнок — основной субъект образования. Поэтому важно, чтобы он мог выбирать тот или иной маршрут. Соответственно, он должен уметь оценивать эффективность своей траектории. И если нет динамики в освоении базовых знаний — иметь возможность сменить индивидуальную траекторию. Необходимо дать ребёнку возможность выбора, а для этого у педагога должен быть целый арсенал учебных ситуаций и ресурсов.

Мария Скорикова:

«На уроке мы можем пользоваться тремя и более ресурсами для получения знаний и их последующей отработки. Ребенок может сам выбрать платформу, уровень и количество заданий. Иногда он полагается на свои прежние успехи, иногда на свое самочувствие или настроение. Выбор в любом случае за ним. Пусть сегодня он сделает меньше и меньше, зато почувствует себя победителем и в следующий раз не побоится пойти на сложный уровень». 

Чем больше форматов может предложить учитель, тем больше шансов у ученика. Попробуйте посмотреть на обычные задания со стороны. Например, как ещё можно использовать список слов на уроке английского? Просто выучить — скучно. Составить диалоги, кроссворд, подобрать синонимы или антонимы с помощью словаря, объяснить значение на английском, найти рифму? Все эти способы активизируют словарный запас намного лучше, чем заучивание, а, когда ребенок сам выбирает формат, ему еще и интересно. Мария Скорикова говорит, что часто на уроках спасают цифровые ресурсы. К примеру, задания из подборок Яндекс.Учебника выручают автопроверкой. Некоторые онлайн-платформы с заданиями сохраняют прогресс каждого ученика и получается так называемое портфолио прямо на сайте.

Учителя предлагали Роме на уроках разные виды заданий. И по теме, и по формату. Со временем начали замечать, что он заинтересовался историей и всем, что с ней связано. Рома решал все предложенные учителем нестандартные задачи по алгебре с отсылкой к историческим темам, хотя две недели назад даже не хотел открывать тетрадь.

Шаг 3. Обратная связь и саморефлексия

Индивидуализация образования предполагает, что ребенок тоже несет ответственность за свое обучение, но роль учителя как наставника никто не отменяет. Вот тут важно научить ребенка оценивать свою работу, понимать, справился он с заданием или нет. В этом поможет, во-первых, формирующее оценивание для диагностики результатов на начальной и промежуточной стадии. Во-вторых, прозрачность в оценивании. То есть еще до выполнения задания ученик должен понимать, зачем он это делает, как это будет оценено. Он сам понимает, справился ли он с заданием или нет. Как давать ученикам обратную связь, мы рассказали здесь.

Тьютор Максим Буланов приводит пример:

«Учитель приходит на урок подготовленный. Он знает, какой материал будет давать, знает зачем и чему научит детей. Знает критерии оценивания. А вот дети чаще всего не понимают этого. Наша задача — дать им эту информацию изначально, прописать перед заданием, какая его цель, чему оно их научит и как будет оценено».

Если что-то не получается, учитель вместе с учеником разбирается, в чем причина неудачи, как можно сделать по-другому, какие варианты еще можно попробовать. Это и есть индивидуальный подход в образовании.

Вначале Рома просто читал материал, который ему давали учителя. Потом понемногу отвечал на вопросы, стал выполнять объемные задания. Естественно, не все получалось с первого раза. Педагоги проговаривали успешные моменты и сильные стороны ученика, Рома учился сам оценивать себя, замечать положительные изменения, то есть становился субъектом своего образования. Это и помогло ему не сдаться и не замкнуться в себе снова.

Шаг 4. Поиск подходящей мотивации

Педагог учит делать выбор, принимать решения и реализовывать их. Роль учителя — создать условия для развития, отслеживать достижения и давать возможность ученику получить удовлетворение от своих результатов, чтобы самому понять перспективы и траекторию движения вперед.

При этом оценка не всегда равна мотивации. Одного ученика тройка будет мотивировать на подвиги, энтузиазм другого же вызовут только похвала и пятерки.

«Мы оцениваем прогресс ученика относительно самого ученика, а не общей успеваемости класса. Смотрим на индивидуальную динамику», — говорит Мария Скорикова.

Поэтому важнее найти истинный интерес, который будет стимулировать учебу. Хорошо работает проектная деятельность, когда ученик может сам выбрать тему и формат проекта. Ребенок готовит проект и развивает свои качества в процессе: улучшает знания, подбирает необходимые инструменты, контролирует результат и меняет стратегии в случае неудачи.

В итоге для Ромы определили индивидуальную траекторию, основным инструментом которой стала проектная деятельность. Постоянная активная работа в классе не для Ромы — он быстро теряет мотивацию. Зато способен часами самостоятельно искать нужную информацию, мысленно воспроизводить исторические события. Рома работает над проектами, это заряжает его мотивацией и дает знания, от которых он отбивался бы в классе.

Шаг 5. Контроль

Если вы научили ребенка учиться, оценивать себя и верно расставлять приоритеты — успех у него в рюкзаке. Это не заученное правило, которое забыл через пять минут после контрольной, это навык, который поможет ему на протяжении всей жизни. Но пускать ситуацию на самотек нельзя. Дети нуждаются в наставнике. Даже если они контролируют 90% своего обучения, ваши 10% могут помочь ребенку лучше понять материал, закрепить знания или сделать правильный выбор профессии.

Спрашивайте ученика о его целях, сверяйте, соответствуют ли им выбранные инструменты, успевает ли он все, что запланировал. Сопоставляйте вместе с ребенком достигнутый результат с планируемым, разбирайтесь с причинами успехов и неудач. Помогайте вносить коррективы. Индивидуальная траектория — это не «скорая помощь» в экстренных ситуациях, а постоянная «рука на пульсе».

Индивидуализация образования — трудозатратный процесс, и наскоком его не освоить. Только последовательно, шаг за шагом, предмет за предметом, урок за уроком.

#школа #обучение #учитель #индивидуальная траектория #оценивание #мотивация школьника #план обучения