Я не знаю как вам, но у меня основная головная боль при использовании модулей - как стыковать рельсы разных модулей!!!
Когда делаешь модуль, то первое, естественное желание: на самом модуле установить максимально длинные рельсы, а радиусные - заменить одним гибким рельсом. Тогда очень упрощается электропроводка на модуле - ее будет достаточно подвести в одном месте.
А рельсы, в этом случае, просто режутся по краю модуля.
Хорошо, что от одной ошибки меня остановил Юра (Старина_U).
Самым слабым местом модуля являются торцы!!! Как бы ты не был осторожен, обязательно будет когда ты/кто-либо другой заденешь рукавом или рукой и... тогда весь рельс на модуле (если он один) придется менять. Особенно это относится к Z-ке - рельсы очень хлипкие.
Юра предложил мне ставить на краях маленькие рельсы.
Тогда при повреждении нужно будет менять только этот участочек.
Когда на торце проходят много путей, и модули сделаны только для удобства транспортировки (то есть их один раз собрали и они стоят собранные годами), то такая разрезка рельс (или рельсов?) разумна.
Если модули хочется постоянно тасовать (как хочу я), то ... меня раздражают разрезы, подпрыгивания вагонов и т.д.
Затем я обратился к рельсам с изменяемой длиной. То есть втянутый рельс не выглядывает за габариты модуля. Когда модули соединяются, то рельс вытягивается на другой модуль и соединяется с рельсами как обычно, без всяких разрезов и кочек.
Мысль была хорошей. Исполнение... ну не очень.
Во-первых, рельсы с изменяемой длиной дорогие. И если их ставить на каждую сторону - можно разориться.
Во-вторых, рельсы выглядят очень "грузно" - они сразу портят вид модуля.
В-третьих, это неприменимо при радиусных путях.
Плюсы: работает такой принцип соединения очень хорошо: спокойно присоединяешь модуль и далее рельс выбирает все погрешности по высоте и по горизонтали. Не надо слишком думать о точном положении путей.
Сейчас я использую третий способ: рельсы на модулях устанавливаю чуть вглубь от торца модуля. В это "чуть" умещаются переходники рельсов. При присоединении модулей я вставляю очень короткие рельсики - Trix 14903 (17,5мм) или Fleischmann 22207 (17,2мм). К сожалению, они не выпускаются на шпальной подложке.
Трикс оказался лучше - устойчивее к перегрузкам, из Фляйша переходнички легко остаются в других рельсах. Здесь рельс потерял оба переходничка :-)
Настораживает то, почему это не делали до меня? Или я не вижу каких-то подводных камней???
Процесс стыковки двух модулей удлинился: стягиваем винтами, когда остается 10-15мм, то вставляем вставку и далее осторожно стягиваем до конца. В этом момент стягивать труднее, чем в первых двух случаях.
Для того, чтобы ВСЕ модули хорошо присоединялись друг к другу без проблем, необходимо обязательно сделать/назначить/выбрать так называемый "нулевой фланец", по которому вы будете выставлять ВСЕ остальные фланцы модулей.
Если вы этого делать не будете, то ошибка расположения будет накапливаться с каждым новым модулем. И наступит момент, когда ваш очередной модуль не сможет состыковаться с самым первым модулем.
Вроде больших ошибок по высоте окрестностей нет - их можно обыграть рельефом.
Попутная работа: поставил посмотреть дачный домик от Poco - масштабирование не совпадает - поэтому их придется разделить лесом или использовать домик в другом месте.
Закрепил шурупами одну сторону рельс и переставил модуль другой стороной
Пусть вас не смущает, что дорога и узкоколейка не совпадают, цель данного этапа - "плясать" от одной размерной базы (от одного фланца).
Закрепил второй конец рельс шурупом. Отсоединил модули.
Теперь можно заливать ПВА и сыпать балласт. Работы, как понимаете, минут на 15, а потом ждать полного высыхания.
Когда высохнет, можно будет убирать шурупы - рельсы будут жестко лежать на модуле. Но, на всякий случай, я их притягиваю проволочкой в паре мест к основе.
Продолжим позднее.
Спасибо тем, кто ставит лайки и пишет комментарии - я знаю, что работал не зря.
Если подпишетесь, то Вы всегда будете в курсе новых публикаций!
Если есть чем поделиться, пишите в комментариях, обязательно отвечу.